GotAI.NET

Форум: Проблемы искусственного интеллекта

 

Регистрация | Вход

 Все темы | Новая тема Стр.7 (7)<< < Пред.   Поиск:  
 Автор Тема: На: Что и где искать ("сборная" солянка) ?
rrr3
Сообщений: 10624
На: Что и где искать ("сборная" солянка) ?
Добавлено: 22 дек 14 23:04
Тараканьи бега "порогов".

Возьмем часто описываемую ситуацию, когда в результате взаимодействия двух "нейронов" увеличивается связь между ними, т.е. они начинают работать как бы вместе.
Как можно объяснить такую ситуацию? Рассмотрим только пару вариантов.
1. Можно объяснить тем, что чем чаще происходит "контакт", тем постепенно ниже становится порог срабатывания второго элемента.
2. Но если посмотреть с иной стороны, тот же самый конечный результат может быть и в случае если в результате одного и того сигнала от первого элемента второй элемент изменяет свои свойства совершенно случайным образом. При этом часть новых возникающих свойств (наглядно это можно представить как смерть второго элемента и замена его на новый) может быть устойчиво или не устойчиво к повторяемому сигналу от первого элемента. Очевидно, что в конечном итоге (при наличии достаточного потенциала возможных состояний) в качестве свойств второго элемента отберется то, которое будет устойчиво и будет реагировать на сигнал от первого. А это другими словами то, что и наблюдается при первом "объясняющем" механизме.

В итоге мы имеем совершенно разные механизмы функционирования системы, но дающие в конечном итоге внешне похожие результаты. При этом в первом случае подразумевается одна, единая, детерминированная "логика" обработки любых входных сигналов. Вопрос на подумать. А какой из этих вариантов - есть тараканьи бега? (Напомню. Взяли таракана, оторвали у него лапки, потом сколько бы не кричали, таракан не убегал. Вывод. Уши таракана - на лапках).

В этой ветке высказывать свои мнения не надо!!!
[Ответ][Цитата]
rrr3
Сообщений: 10624
На: Что и где искать ("сборная" солянка) ?
Добавлено: 14 янв 15 21:48
Цитата:
Автор: Luarvik
Эту проблему не решить, пока не будет проведена четкая, ощутимая, воспринимаемая и строго описываемая граница между живым и мертвым.
Не удастся ответить на вопрос, почему система, задуманная как "в перспективе живая/живоподобная", на практике ведет себя как часть трупа, притом не самая интересная.
Вопрос о жизни не обойти и не объехать, потому что живое пребывает НАД математикой и физикой и пока еще НАД всей объективистской наукой...
Да, законы жизни можно назвать "метафизикой"/"метаматематикой", но очистив их от всякой традиционной бесовщины и божественных чудес...
Даже современное определение "жизни" смердит мертвечиной, механистичностью - это не "химия и жизнь", а голимая безжизненная химия...
Жизнь "не помещается в шляпу" естественных наук, не помещается...

Вот Вы предлагаете "очистить" от всякой традиционной "бесовщины и божественных чудес", а сами же эту бесовщину ставите во главу угла:-"Жизнь "не помещается в шляпу" естественных наук, не помещается...". Может просто шляпу надо перешить...

Вот Вам вариант без бесовщины.
Жизнь - это всего лишь, существование совокупности относительно неустойчивых элементов в изменчивом окружении/среде.

Если эти элементы, а следовательно совокупность по каким либо причинам выйдет за некий уровень "изменчивости"/"не_изменчивости" при условии сохранения уровня изменчивости в среде, то произойдет старение и/или смерть (изменчивость в данном контексте подразумевается стохастической). Следствием этого является, в частности то, что элементы приводящие к "излишнему" повышению устойчивости на фоне изменчивой среды, должны заменяться новыми, относительно неустойчивыми(!) элементами. Если динамика смены элементов, в силу внешних или внутренних причин, сохраняется в рамках некоторого уровня/диапазона, то жизнь продолжается. Такая совокупность подразумевает необходимость поддержания такого уровня (в каком-то диапазоне) относительно неустойчивых(!) элементов (за счет появления новых, по любым причинам и механизмам, в любой степени зависящим хоть от самой совокупности, хоть от условий окружения/среды), который соответствует уровню изменчивости окружения/среды. Обеспечение пополнения/возобновления "выбываемых" элементов (даже за счет чисто условий среды с минимальным или без участия самой совокупности) есть одна из сторон основы жизни, в то время, как динамика смены относительно неустойчивых элементов, есть другая, тесно связанная с первой, сторона основы жизни. Эта связь, основана на том, что поддержание некоего уровня динамики смены элементов есть источник адаптивности притока/вывода элементов, а приток/вывод элементов в свою очередь есть источник поддержания некоего уровня динамики изменчивости.


Исследование комплекса условий таких как, например, необходимого разнообразия свойств элементов, "уровней" устойчивости элементов, их количества и т.д. и т.п. , способных обеспечивать разные уровени динамики изменчивости элементов, исследование "величины" необходимого уровня изменчивости, например, в зависимости от уровня изменчивости окружения/среды или, если есть, систем притока/вывода элементов, это все и есть исследование жизни с точки зрения ее существования, зарождения, возможности создания на не биологических носителях (элементах) в тех или иных внешних условиях (внешней среде).

Что же касаемо Нечто-Когнитрона, то в нем оставлена только вторая отмеченная выше сторона основы жизни, а поступление/вывод элементов обеспечиваются компьютером и наличием тока в "розетке" так, что учитывать устойчивость/изменчивость/"ломкость" этой стороны, а след-но и адаптироваться к ней/ее изначально не предусматривается.

(Понятия не имею о истинах там всяких, и о жизни в том числе...)
Напоминаю, в этой ветке постить может только топикстартер, для обсуждения есть вспомогательная ветка.
[Ответ][Цитата]
rrr3
Сообщений: 10624
На: Что и где искать ("сборная" солянка) ?
Добавлено: 16 апр 15 4:32
Изменено: 16 апр 15 5:05
Пришлось кое-что написать очень кратенько на "официальном" уровне что называется "на пальцах" чтоб для всех "понятно", оставлю, чтоб не пропало. Тоже самое просто в новых словах.

Исходные предположения.
1. Любой алгоритм обучения, так или иначе, в той или иной степени, предопределяет будущий алгоритм функционирования. В свою очередь будущий алгоритм функционирования определяет те свойства окружения с которыми он может работать и подразумевает «заужение» диапазона «анализа» возможных дорожных ситуаций. Таким образом, другими словами, любой алгоритм в той или иной степени предопределяет границы своей применимости, что и является его ограничением.
2. Альтернативой и дополнением изначально алгоритмического подхода, вероятно, может служить обучение (самообучение/переобучение/до-обучение) основанное на выработке множества алгоритмов функционирования на основе не алгоритмического перебора. При этом, основным доводом против такого подхода является размер, так называемого, комбинаторного взрыва. В первом случае ограничением является сам алгоритм, во втором случае, комбинаторный взрыв.

Предлагается концепция системы, максимально дополняющая строго алгоритмический подход, обходя его ограничения и, предположительно, принципиально уменьшающая негативную роль комбинаторного взрыва. Уменьшение комбинаторного взрыва предлагается достичь за счет автоматического накопления в системе разных, для разных условий, «окончательных» и «промежуточных» комбинаций «первичных» алгоритмов автоматически нарабатываемых такой системой в процессе функционирования и участвующих в последующих комбинациях (переборах) вместо перебора только «первичных» алгоритмов.

Концепция.
Вначале выскажу некое предположение, что преобразования СИИ не могут представлять собой строго детерминированную систему каких-либо сложных, многоуровневых, со всевозможными обратными связями и т.п., алгоритмов. Бытовой иллюстрацией такого предположения может служить рассуждение, что не может быть не Божественного, строго детерминированного алгоритма ограниченной сложности по типу некоего философского камня, который мог бы решить заранее не известную задачу, образно говоря, предсказать никак не определенное будущее.
С другой стороны и другими словами, видимо, можно сказать, что Мир дан нам разрывным, а не гладким (непрерывным). Это можно образно «почувствовать» при сравнении теплого с тяжелым, или в том, что чисто из свойств отдельных атомов не выводиться, например, то, что мы называем живым организмом. Если так, и плюс к тому, если Божественный промысел не наш удел, то предполагается, что придется добавить в систему к нашим обычным алгоритмам то, что называется не алгоритмическим перебором.

Исходя из сказанного, получается, что, так или иначе, СИИ должен быть неким вариантом «самопереборного», эволюционируемого автомата, в котором сигналы из внешней среды (независимо или вместе со ставящейся системе или встраиваемой целью) являются неким фактором усиливающим или ослабляющим перебор в зависимости от закономерностей этой среды.
Но если мы обратили внимание на перебор, то сразу же требуется представить мартышку, шлепающую по клавиатуре рядом с исследователем, поседевшим от длительности ожидания захватывающего романа. Другими словами остро встает вопрос о комбинаторном взрыве. Вопрос о возможности оптимизации перебора так, чтобы он мог быть осуществим с «полезным выходом» в допустимое время и с допустимыми ресурсами, становится принципиальным.

Примером адаптивного «ядра» конструкции, предположительно решающего отмеченные выше вопросы, предлагается рассмотреть некую систему, условно назовем ее Нечто-Когнитроном.
В качестве основы для «конструирования» такой системы возьмем следующий базовый пакет, где все категории относятся к элементам системы: количество, разнообразие, «смертность», «чувствительность-реагируемость», случайность.
В качестве системы представим совокупность так или иначе связанных и взаимодействующих элементов («нейронов», демонов, сущностей или можно назвать как-то иначе).
Для ее конструирования, условно говоря, предварительно создадим некий мешок, в котором у нас будут набросаны разные элементы. Данный мешок «бездонный», т.е. элементы в нем нескончаемы (генерируются новые при необходимости). Все элементы в мешке разнообразны, отличаются друг от друга.
Свойства отдельного элемента в мешке задаются количеством входов, выходов; алгоритмами («первичными») преобразования определенных сигналов на входах в определенные сигналы на выходах (при этом у каждого элемента свои индивидуальные сочетания алгоритмов). Сигналы могут представлять собой некие цифры. Кроме этого задаются индивидуальные диапазоны «чувствительности-реагируемости» и «смертности» элементов, другими словами диапазоны сочетаний возможных сигналов на входах, при которых элемент «погибает», никак не реагирует или по своему, какому-то заранее присвоенному ему алгоритму, преобразовывает входные сигналы в выходные. От доли этих диапазонов в общем количестве, закладываемых в систему возможных вариантов сочетаний проходящих в ней сигналов, предполагается значимая зависимость свойств будущей системы, в частности, например, возможность локальных, не мешающих друг другу переборов, «точность»/«грубость» настройки на закономерности сочетаний сигналов от сенсоров (на закономерности внешней среды), накопление «промежуточных решений» (отражений закономерностей внешней среды).
Далее определимся с количеством элементов в будущей системе в зависимости от потребностей исследователя и возможностей оборудования. Очевидно, что потенциал системы будет значимо зависеть от количества закладываемых в нее элементов, для упрощения будем считать, что количество пока постоянное. Возьмем заданное количество элементов из мешка и случайным образом соединим входы элементов с выходами других так, чтобы всегда часть из всей совокупности связей соединялась с входами/выходами сенсоров/эффекторов самой системы (плюс подсистем определяющих цели, если требуется). Т.е. назначим связи элементов системы с сенсорами системы приоритетными.
В простейшем виде система готова. Осталось только задать случайность в выборе/рождении нового элемента из мешка в случае «смерти» элемента системы и случайность его будущего местоположения в системе с учетом высвобождающихся (за счет «смертности» элементов) в процессе функционирования входов/выходов и приоритетов.
Потенциал такой системы будет зависеть от диапазонов количественных характеристик категорий отмеченных в базовом пакете.

В процессе функционирования такой системы в зависимости от хаотичности или закономерностей сочетаний сигналов от внешней среды будет происходить структурирование/преобразование системы как по связям, так и по составу элементов, представляющее собой автоматическое накопление и согласование неких «кусочков» и собираемых «больших» алгоритмов (ансамблей, узоров) преобразования входов системы в выходы.

Все довольно просто и, тем не менее, такие системы по типу Нечто-Когнитрона призваны устранить или значимо уменьшить следующие возможные ограничения «интеллектуальных систем»:
- ограничения, связанные с комбинаторным взрывом;
- ограничения, связанные с не достаточной универсальностью заранее задаваемой, часто довольно детерминированной логики (обучения) преобразования входных сигналов для еще не определенных (не доопределенных) условий внешней среды и целей;
- ограничения, связанные с нарушением предшествующих «обученностей» при новых обучениях, «дообучениях»;
- ограничения, связанные с невозможностью задавать цели внешним обучением, без предварительного включения целей в систему, а соответственно и ограничения по обучаемости и целеполаганию.

Для облегчения образного восприятия такой системы из совокупности относительно не устойчивых взаимосвязанных, взаимодействующих элементов рассмотрим пример, когда система состоит из единственного элемента. Конечно все предельно упрощено и схематично, но надеюсь, позволит представить картинку.
Что при этом дано.
1. Элемент взаимодействует с окружением (со средой в данном случае), т.е. среда на него действует, и он на среду действует.
2. При изменениях среды элемент может "погибнуть" в связи с тем, что он относительно устойчив, т.е. устойчив не ко всем условиям/сторонам окружения, а только к некоторым.
3. В случае его "гибели" на его место появляется другой.
4. Элементы разнообразны (много разных вариантов). Количество многообразия элементов и свойств/сторон среды, "степень" устойчивости элемента в данном случае не рассматривается.

Как будет вести себя эта, в некотором смысле, система элемент-среда.
1. При изменении среды будет происходить автоматический перебор элементов, т.к. каждый устойчив только к какому-то диапазону условий внешней среды.
2. Т.к. элемент взаимодействует со средой, т.е. влияет на нее, то рано или поздно, появится и будет существовать относительно длительное время без изменений элемент (без гибели и замены на новый), влияние которого на среду, компенсирует ее изменения сохраняя действие среды на элемент на прежнем уровне. Это и есть "нахождение" отражения некой "закономерности" среды. Таким образом, это и есть "врожденное стремление" к нахождению, накоплению и отделению закономерностей (таким образом "запоминаемых") от "хаоса", происходящее автоматически, без дополнительных условий и вмешательства со стороны кого бы то ни было.
Другим вариантом может быть просто нахождение неких устойчивых сторон/условий среды даже без влияния на нее со стороны самого элемента. Сути "стремления" это не меняет, но имеет значение при множестве элементов и многофакторности среды и может быть дополнено/«управляемо» «встраиваемой» целью.
[Ответ][Цитата]
rrr3
Сообщений: 10624
На: Что и где искать ("сборная" солянка) ?
Добавлено: 21 апр 15 2:46
Изменено: 21 апр 15 2:54
Краткое сравнение подходов НТМ (http://numenta.com/) и Нечто-Когнитрона.
(Пришлось чуток вникнуть в НТМ, "заказчиков" сравнение видимо не заинтересовало, выложу с небольшими изменениями и сюда чтоб не пропадало зря, вдруг кому-то окажется полезным, в свое время Toxygen интересовался моим мнением по этому поводу)

1. НТМ подразумевает древовидную структуру узлов. Эта структура задается исследователем. Но относительно жесткая, заранее заданная структура предопределяет будущую кластеризацию, так или иначе, накладывая ограничения на возможные варианты кластеризации/распознавания среды.

Нечто-Когнитрон (Н-К) рассчитан на автоматическую генерацию/отбор, накопление/запоминание множества разнообразных структур из элементов (можно для образности рассматривать как аналог узлов в НТМ), которые могут быть как древовидной, так и иной формы без ограничения вариантов. Относительная независимость совместно функционирующих структур кроме как за счет наличия/отсутствия связей между элементами, может достигаться и за счет диапазонов «чувствительности-реагируемости» элементов.

2. НТМ подразумевает выделение части сенсорного поля для каждого узла по какому-то заранее заданному алгоритму. Это в свою очередь, так же как и по п.1, рассмотренному выше, ограничивает варианты возможной будущей кластеризации.

Так же как и по п.1, в Н-К происходит автоматическое перестроение/выделение частей сенсорных полей для отдельных элементов («узлов») без ограничения возможных вариантов.

3. Подстройка того, какой пространственно-временной «узор» будет «распознаваться» узлом в НТМ происходит по какому либо алгоритму («алгоритму обучения»), основанному, прежде всего, на использовании статистических данных. При этом выбор оптимального алгоритма происходит человеком до создания НТМ.

В Н-К выбор элемента (а соответственно и распознаваемый на уровне элемента «узор») происходит случайным образом из разнообразия возможных вариантов, но подвержен автоматическому, за счет «смертности», перебору/отбору в зависимости от условий изменчивости окружения (или внешней среды), в частности, от того, какое влияние на это окружение оказывает сам элемент.

--------------------
НТМ – пассивный кластеризатор, с, вероятно, не малыми проблемами потери прежних «обученностей» при доучивании, основанный, прежде всего, на относительно жесткой, иерархической «логике» кластеров и «алгоритмов обучения» основанных, прежде всего, на статистике «пространственных» и краткосрочных «временнЫх» данных из среды. Может использоваться как один из вариантов «навесного оборудования» в составе неких систем.

Н-К – активный, адаптивный кластеризатор/генератор окружения/алгоритмов, основан, прежде всего, на комбинаторной генерации разнообразия алгоритмов воздействия на окружение (таким образом «организуя» обратную связь с окружением), накоплении и согласовании (при адаптации/доучивании) алгоритмов, и отборе их окружением (средой) и/или встраиваемыми целями. Может использоваться как адаптивное ядро некой системы с необходимостью использования «навесного оборудования» в виде сенсоров/эффекторов, промежуточных кластеризаторов/алгоритмов, блоков «цели» (при самообучении) и т.п. и т.д.

---------------------
Одной из базовых, необходимых функций когнитивной системы можно считать то, что она сама должна работать/разбираться с неопределенностью. В этой части это накладывает требование на максимальную не предопределенность (не алгоритмичность, случайность, исходную независимость) настройки/обучения/реорганизации системы.

В технологии НТМ, применяется типичный подход, в той части, что для настройки/обучения/реорганизации функционирования некой системы в еще не определенных условиях применяется тот или иной, но вполне определенный, детерминированный алгоритм (он может быть составным и любой сложности, но все же, при этом являясь ограничением системы). Другими словами применяется предопределенность, для не определенных условий.

В случае Н-К, для настройки/обучения/реорганизации функционирования, вместо алгоритма применяется случайно-комбинаторное генерирование вариантов функционирования (алгоритмов) с последующим автоматическим отбором и накоплением отбираемого для уменьшения комбинаторного взрыва.

При этом опасающимся величины требуемого комбинаторного взрыва можно обратить внимание, что в Н-К «погибают» те элементы, на входах которых формируется «хаотическое» для них изменение. Таким образом, разрываются объединяемые ими не «закономерные» сигналы с одновременным высвобождением свободных связей «соседей» для возможности присоединения новых комбинаций новых элементов и комбинаторики, таким образом, с разнообразными, уже отработанными участками Н-К. В свою очередь это означает, что перебор/комбинаторика происходит именно в «проблемных» участках с сохранением и использованием (накоплением/согласованием) уже ранее «отработанного». Другими словами, с накоплением опыта Н-К структурируется в соответствии с закономерностями окружения/среды/встраиваемых_целей (при их наличии). Это принципиально отличается от величины требуемой комбинаторики при необходимости каждый раз перебирать все и вся, начиная всегда «с нуля», с хаотичного набора взаимосвязанных элементов.

------------------------
(Истин никогда не глаголю, всегда только свое мнение)
[Ответ][Цитата]
rrr3
Сообщений: 10624
На: Что и где искать ("сборная" солянка) ?
Добавлено: 26 сен 16 1:01
Привожу ссылку на вариант наипростейшего "кустарного" наброска для своих простейших примитивных "экспериментов".
Это не набросок простейшего прототипа одного из вариантов Нечто-Когнитрона.
Но для тех кому сложно представить Нечто-Когнитрон чисто по словесному описанию, уже можно, при желании, представить его по коду этого наброска. Конечно же, примитивный код традиционно содержит некоторые неточности . Но для специалиста не составит труда их выявить.
Объекты класса Cell (h1-h499) - по сути это упрощенный пример того,что можно отнести к Когнитрону. Все остальное - упрощенный пример того, что можно отнести к обслуге - Нечто.

https://cloud.mail.ru/public/HRZX/uS3xg38cg

(Напоминаю, в этой ветке постить можно только автору! Истин никогда не глаголю, всегда только свое мнение.)
[Ответ][Цитата]
 Стр.7 (7)1  ...  3  4  5  6  [7]<< < Пред.