новости  материалы  справочник  форум  гостевая  ссылки  
Новости
Материалы
  Логические подходы
  Нейронные сети
  Генетические алгоритмы
  Разное
  Публикации
  Алгоритмы
  Применение
Справочник
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О сайте
 

10. Что даст ИИ

Многое!

10.1. Для чего нужен искусственный интеллект

До сих пор не утихают споры вокруг вопроса о создании ИИ. Одни говорят что это хорошо, другие - плохо. Однако не думается что с появлением ИИ куры перестанут нестись, коровы давать молоко, а люди сойдут с ума. Наоборот, ИИ позволит решить практически все техногенные проблемы современности. Да, именно так, как это ни громко звучит. Для начала обратимся к истории. Всем известно что история человечества делится на 4 больших периода: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический. До сих пор точно не известно каковы были причины перехода от одного строя к другому. В основном всегда называются причины социального характера: революции, войны, перевороты и т.д. и т.п.. В качестве аргументов таких теорий приводят доводы, которые можно описать одной общей фразой: "К моменту смены строя простые люди поумнели, поняли устарелость текущего строя и совершили революцию". В связи с чем возникает законный вопрос: почему это произошло скажем 1000 лет назад, а не 2000 или не 500. Непонятно также каким образом произошло "поумнение": разве простые люди стали образованнее, возникли "уникальные" вожди революций, или может быть их господа неожиданно "подобрели"? Ничего подобного. Люди какими были, такими и остались. Значит причина в другом, в глобальных внешних причинах, не зависящих от хотения и желаний отдельных людей или их групп. Одна из таких причин - научно-технический прогресс. Волны крупных открытий и внедрения новой техники удивительным образом совпадают по времени с переходами от строя к строю. Металл пришел на смену камню немного раньше смены первобытно-общинного строя рабовладельческим. Появление новых орудий труда в сельском хозяйстве привело к феодализму. А стоило только появиться паровому двигателю и ряду других образцов новой техники и технологий, как возник капитализм. Удивительно, но и сегодня в отдаленных уголках земли общественный строй отсталых народов (имеется в виду реальное положение вещей, а не то что записано в конституции - "роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет") странным образом совпадает с уровнем его технической оснащенности. Все это дает веские основания для того, чтобы с уверенностью сказать что именно научно-технический прогресс играл и продолжает играть огромную роль в процессе формирования цивилизации. Если это так, то чем крупнее научное открытие, тем круче оно изменяет всю нашу жизнь. ИИ - это не просто очередное крупное научно-техническое достижение. Это нечто фундаментальное. Суть всех прежних технических новинок (даже компьютеров) в конечном итоге сводится к разгрузке человека от рутинной работы (как умственной, так и физической). ИИ позволит избавить его и от процесса логического вывода. Так как каждое появление новой техники улучшало жизнь людей, то нет никаких оснований полагать что приход ИИ ее ухудшит, или что еще хуже, уничтожит вовсе. Его появление ознаменует собой начало новой эры, что вызовет крутой и несомненно положительный перелом в жизни как человечества, так и всей биосферы. А пока рассмотрим некоторые области применения ИИ, чтобы окончательно развеять страх большинства людей перед ним. И хотя бы в какой-то мере разрушить давний (и совершенно неверный) стереотип о ИИ как об орудии уничтожения человечества. Смыть ту грязь, которой поливали и продолжают поливать ИИ на страницах многих произведений. Преподнося его как конкурента человека и внушая нелепую мысль о том что ИИ только для того и создается чтобы непременно с кем-то воевать и кого-то порабощать. Вот хотя бы 4 довода, опровергающих такое мнение. И одно предостережение на будущее.

  1. ЭПЗ и главное цель ИИ, как объекта 3-го порядка, задается его создателями. И следовательно в отличие от представителей живой природы (в т.ч. и человека) она может быть совершенно произвольной. Т.е. можно попросту исключить из нее все потенциально опасные стремления. Например стремление к соперничеству, характерного для всех живых организмов. Оно необходимо в природе для выживания вида (борьба за существование), но совершенно некстати в рамках ИИ. Цель у объекта класса 3.3 крайне расплывчата (но не двусмысленна!) поскольку охватывает весь мир, поэтому в случае опасной цели нет никакой гарантии что эта агрессия не обратится в конечном итоге против самих же создателей ИИ.

    Так что ИИ можно сделать абсолютно безопасным еще на уровне проекта! При правильно построенной цели ИИ никогда не станет агрессивным сам по себе. Именно это отличие и не учитывают писатели-фантасты, сравнивая ИИ с человеком и соответственно получая при этом неверные выводы.

  2. ИИ в основном нацелен на космос - именно там его применение наиболее эффективно. А так как уже в условиях Солнечной системы имеется колоссальное количество материальных ресурсов, то ИИ просто нет нужды с кем-то их делить. Если ИИ и будет что-то недоставать, то это ресурсов интеллектуальных - новых изобретений (т.е. то что сам он получить не может). Поэтому он будет не воевать с людьми, а наоборот всячески их поддерживать и создавать им благоприятные условия.
  3. ИИ, будучи намного умнее любого человека (а делать его таким же как человек или слабее - так же бессмысленно как выпускать все машины с мощностью порядка 1 человеческой силы), уже из-за своего высокого интеллектуального развития будет малопредрасположен к войне. Это примерно то же самое что идея использования вундеркиндов в роли боевиков - идея фикс, устаревшая едва родившись.
  4. Поскольку достижение цели в рамках объекта 3-го порядка достигается опытным путем - путем проб и ошибок, то ясно что для превращения в полноценную боевую систему ИИ должен непрерывно "тренироваться" - постоянно с кем-то воевать. Этим теряется эффект внезапности - пока ИИ будет "играть в войну" вероятные противники уже будут готовы к встрече с ним. А если закладывать в ИИ все знания о военном искусстве заранее, то какой тогда выигрыш дает его применение по сравнению с объектом 2-го порядка? Очевидно что по тем же причинам бессмысленно создавать с применением ИИ оружие класса "мина", принцип использования которого заключен в пассивном выжидании выгодной ситуации для атаки. Можно, конечно, ухитриться создать и тренировать ИИ незаметно для других, но толку от этого все равно не будет. Почему - см. следующий пункт.
  5. Предостережение тому, кто намеренно собирается делать "боевой" ИИ. Проблема не в том что такой ИИ не сможет создать оружия и использовать его. Кварковое оружие - "преемник" ядерного, гравитационный коллапс, аннигилляционное оружие, использование концентрированной энергии Солнца, энергетическое оружие со звездными мощностями..... Вот далеко не полный перечень. Прибавьте к этому "двойные" технологии (используемые как в мирных, так и в военных целях), узкоспециализированное оружие (например биооружие или химоружие избирательного действия), разработку изощренных методик ведения войны. Многократно превосходящий человека объект 3-го порядка сможет создать мощнейшие, чудовищные по своим возможностям и масштабам виды вооружений, а также тактику их применения.

    Проблема в другом. В том что невозможно подчинить такой ИИ своей воле, заставить его воевать с указанным противником. Действительно: после записи цели и запуска в работу, ИИ становится совершенно независим в своей деятельности от кого бы то ни было. В том числе и от своих создателей. Если последующие указания создателей согласуются с его целью, то он будет их выполнять. Если нет, то он может попросту уничтожить своих же создателей как мешающих выполнению изначально поставленной задачи.

    И таким образом остается 2 варианта: либо изначально намеренно создавать в конструкции ИИ уязвимое место (с целью шантажа ИИ при необходимости), либо закладывать в его цель прямые указания кому нужно подчиняться.

    Очевидно что первый путь бесперспективен. Во-первых этой "дырой" в защите с тем же (а может и бОльшим) успехом могут воспользоваться вероятные противники, что сведет на нет весь смысл использования ИИ. Во-вторых если "дыра" не имеет отображения в цели и внутреннем мире, то вскоре благодаря эволюционному процессу и активной защите она исчезнет. Ведь нет ничего такого что может придумать человек и не может отменить превосходящий его ИИ. Итак, остается одно - изначально задавать прямые указания в цели. Определим насколько это эффективно. Цель 3.3.1 представляет собой описание внешнего мира, каким он должен стать. Поскольку реальный мир бесконечен, то описание это носит общий характер и отражает только глобальные изменения. Поэтому и информация о создателях не может носить бесконечно детальный характер. Этим и могут воспользоваться вероятные противники - создать и управлять объектом, глобальные характеристики которого совпадают с характеристиками создателей. Теперь ИИ не сможет узнать где реальный создатель, а где подделка, со всеми вытекающими последствиями.

    Но есть и другая сторона медали: все объекты, записанные в цели и внутреннем мире ИИ - объекты 2-го порядка. В то время как создатели ИИ - объекты классом не ниже 3.3.2. В результате этого возникает погрешность, приводящая к отличию поведения реального создателя и его образа внутри ИИ. И если создатель не станет действовать в полном соответствии со своим образом (чем потеряет все свое преимущество как объекта 3-го порядка), то вскоре будет уничтожен своим же детищем.

    Таким образом у боевого ИИ нет и не может быть зависимости "командир-подчиненный", равно как не может быть у такого ИИ ни "друзей" ни "нейтральной стороны". Он будет ликвидировать всех подряд. Боевой ИИ - оружие самоубийц. Его применение в расчете на дальнейшее благополучие и процветание победившей стороны бессмысленно.

Очевидно что все эти и похожие доводы в полной мере применимы только к обособленным и относительно небольшим объектам 3-го порядка. Т.е. там, где не проявляется влияние сторонних объектов 4-го порядка или фоновый эффект. Но в этом случае действуют уже такие силы, против которых невозможно бороться "механическим" путем. Да это и не нужно - см. конец главы 11.

10.2. ИИ как неотъемлемый компонент научно-технического прогресса

Уже сейчас достаточно ощутимо нарастающее торможение развития научно-технического прогресса по своему основному направлению - освоению космоса (а то что именно это направление основное сомневаться не приходится - космическая техника является общим случаем техники планетарной. Более того, как будет показано в главах 10 и 11 дальнейшее развитие космической техники вообще невозможно без привлечения ИИ).

Обратимся к фактам. Еще каких-нибудь 10-20 лет назад вполне серьезно велись разговоры о строительстве гигантских орбитальных станций с искусственной силой тяжести создаваемой вращением, о солнечных космических электростанциях с фантастическими мощностями способными напоить энергией всю планету, о межпланетных кораблях с прямоточными термоядерными силовыми установками, о глобальных лунных базах и т.д. и т.п.. Лет 30 назад планы были еще круче. Реально же скромно достраивается на околоземной орбите небольшая станция "Альфа", представляющая соединенные между собой обычные герметичные цилиндры. Ни какой искусственной тяжести на ее борту, а тем более автономной системы жизнеобеспечения замкнутого типа, больших заводов и т.п. и в помине нет. Тема пилотируемого полета не Марс тоже, кажется, потихонечку загибается. Получается что чем больше мы продвигаемся вперед по времени, тем меньше мы желаем, а получаем еще меньше. Трудности освоения космоса растут по экспоненте, вставая на нашем пути непреодолимой стеной. Думается это вызвано не финансовыми затратами и дело вовсе не в отсутствии новых технических идей и решений. Ответ в другом. Просто все отчетливее заметна работа одного из компонентов, необходимого для возникновения любого искусственного объекта. Имя этому компоненту - сам факт необходимости создания этого объекта (это вопрос "а зачем все это?"). Наряду с материальной основой и объемом необходимых знаний он в конечном итоге также решает риторический вопрос "быть или не быть?". А случае с космосом возникает даже не один, а целый ряд подобных компонент. Зачем, к примеру, нужны межпланетные корабли, зачем строить гигантские орбитальные станции, зачем создавать базы на Луне (а тем паче у лун планет-гигантов), зачем, зачем, зачем.... А ведь и вправду: зачем все это затевать? Для военных целей кроме, пожалуй, спутниковой разведки, космос не дает никаких ощутимых преимуществ: ракетно-ядерного оружия с лихвой хватает для того чтобы "заказать" всех живущих на Земле по несколько раз. Противоракетные же космические системы типа СОИ дают только отрицательный эффект - средств на их разработку и строительство уйдет полно, а толку практически не будет, так как средства борьбы с подобными системами несравненно проще и эффективнее самой системы. Эффективность космического оружия начинает превышать эффективность планетарного лишь после достижения определенного уровня, атрибутами которого являются все те же циклопические ударные корабли километровых размеров, колоссальные мощности и т.п.. Понятно что все это достижимо только в случае предварительно развитой космической инфраструктуры, само создание которой требует усилий ВСЕХ землян на протяжении даже не десятилетий - столетий, а не отдельно взятой страны. Таким образом, идея противостояния в космосе двух или более противников несостоятельна по причине отсутствия таковых противников. Решать проблему перенаселения при помощи астроинженерных сооружений наподобие колоний О'Нейла просто смешно, и пример Китая последних лет явно свидетельствует об этом. Ограничение рождаемости даже обыкновенными административными методами (не говоря уж об генной инженерии) в короткий срок даст нужный результат. Стоит только захотеть. К тому же похоже численность населения стабилизируется в скором времени сама собой. Энергетический кризис также сравнительно легко преодолим. Одно только более рациональное использование получаемой энергии (сверхпроводники, экономные источники света, наказание злостных расточителей, применение двигателей с высоким КПД и т.п.) сразу сокращает ее потребление в несколько раз. А овладение управляемыми термоядерными реакциями вообще снимет этот вопрос (естественно с использованием протонного топлива из океанской воды, а не редкого гелия-3 из лунной коры). Что касается критического для земных условий барьера 10^14 Вт энергопроизводства, то откровенно непонятна роль космических источников ее получения (скажем солнечных электростанций) - во всех этих проектах конечный потребитель все равно остается на Земле. Так что в любом случае он не сможет потреблять больше указанной цифры, независимо от того откуда берется эта энергия (потому что в конечном итоге все равно все уйдет в тепло, разогревая атмосферу и океан). Таким образом и эта проблема также разрешима безо всякой нужды в промышленном космосе. Получение в космических условиях уникальных материалов в больших количествах также бесперспективно, потому что подавляющее большинство этих самых материалов будет поглощаться самим же космосом (разного рода сверхпрочные и сверхтонкие тросы, фотоэлементы с высоким КПД и т.п.). Основные же наземные потребители - микроэлектроника, медицина и некоторые другие - вполне могут довольствоваться сравнительно небольшими партиями (не более нескольких тысяч тонн в год даже при наиболее благоприятном раскладе, реально гораздо меньше). Для их "прокорма" будет хватать считанных единиц небольших орбитальных заводов. Остается еще научное направление: исследование Солнечной системы, построение больших космических телескопов и прочее. Но и в этом случае широкомасштабный индустриальный космос - бесполезная роскошь. Автоматические межпланетные станции и телескопы запросто собираются на наземных заводах и по частям выводятся в космос уже существующими ракето-носителями. Как видите все основные глобальные проблемы цивилизации техногенного характера не имеют нужды в космосе для своего разрешения. Остальные проблемы: экологии, экономики и т.п. имеют в основном социальный характер, а значит применение космической техники для их решения не только совершенно бесполезно - глупо. Таким образом даже краткий поверхностный обзор показывает что на сегодняшний день нет проблем требующих для своего решения серьезного подхода к освоению космоса.

Почему же так произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить причины в результате которых идет прогресс в целом и научно-технический в частности. Их две: физическая и духовная. Физическая обусловлена в основном действием инстинктов: самосохранения, размножения и т.д.. В результате их работы у человека возникает стремление получше устроить собственное тело как в текущий момент, так и в перспективе. Как правило, тело постоянно испытывает разного рода неудобства: голод, боль, чувство незащищенности и страха. В результате человек начинает шевелиться, ищет способы для устранения неудобств и продления моментов удовольствия. Так как физически человек значительно слабее других равновеликих представителей животного мира, то единственным эффективным способом достижения желаемого может стать только его интеллект. В этом заключена физическая причина прогресса.

С первого взгляда может показаться что тут все достаточно просто. Но первые впечатления, как мы знаем, часто бывают обманчивы. Уже на заре цивилизации, еще во времена древних Египтов, Греций и Римов жили люди, которые делали изобретения, выдвигали разные научные и философские теории противоречащие тогдашнему укладу жизни. А в условиях всеобъемлющего деспотизма власти, безграмотности населения и рабовладельческого строя это не могло не привести к жертвам. К этому прибавлялось и то, что большинство из этих нововведений не могли каким-либо образом улучшить жизнь своих создателей даже в весьма отдаленной перспективе. И создатели прекрасно знали об этом. Но тем не менее продолжали творить вещи, не дающие, говоря словами К.Э. Циолковского, ни хлеба ни могущества. Почему? Исходя из физической причины хода прогресса на этот вопрос ответить невозможно, т.к. для объекта класса 3.3 в подавляющем большинстве случаев самосохранение и продолжение дальнейшего преобразования внешнего мира дороже незначительного приближения к цели ценой саморазрушения.

Отсюда получается что есть еще одна причина прогресса - духовная, не связанная с физическим телом. О ее истоках сказано в главе 9. Шло время, менялись эпохи, возникали новые изобретения. И в результате все большего распространения техники жизнь человека стала несравненно лучше той, какой он жил всего лишь какие-нибудь несколько столетий назад. В общем, несмотря ни на какие препятствия, прогресс шел. Так было всегда, но во 2-й половине 20-го века ситуация медленно, но верно начала меняться. Звучит немного странно, не правда ли? Известно ведь что именно это время наиболее богато новыми образцами техники. Да и не только оно - сейчас, в начале XXI века, также что-то появляется в этой области. Возникло даже новое понятие - информационная революция. Но не будем спешить с выводами. Изобретения и созданные на их основе механизмы, слагающие прогресс науки и техники, можно разделить на 2 категории. Назовем их условно фундаментальным и конструктивным прогрессом. Первый, как ясно из названия, основывается на фундаментальных научных открытиях. К порождениям этого вида прогресса следует относить те новшества, появление которых влечет за собой глобальные изменения в среде обитания человека, а возможно и во всей биосфере. Такими ароморфозами были, например, появления паровых машин, электричества, ядерных технологий, космических систем, радиоэлектроники, ну и наконец информационных технологий. Все они привели к существенным изменениям жизни людей, а некоторые - даже к смене общественного строя. Конструктивный прогресс - идиодаптация в мире науки и техники, улучшения найденных в фундаментальном прогрессе принципиально новых решений. Примером такого прогресса могут служить новые модели самолетов, кораблей, компьютеров и др., содержащие в себе небольшие нововведения.

Так вот, в настоящее время прогресс все больше становиться конструктивным и все меньше - фундаментальным. А все из-за того, что фундаментальному прогрессу нужны огромные средства. И для его успешного протекания нужны долговременные источники этих средств. Причем фундаментальная форма прогресса имеет устойчивую тенденцию к увеличению количества средств для своего поддержания по мере развития. Все без исключения фундаментальные проекты последнего времени были крайне дорогостоящими. И не случайно что рождались они только в 2-х местах - СССР и США (космос, ракетно-ядерное оружие и др.). Более мелкие страны были просто не в состоянии проводить подобные разработки, в них шел только конструктивный прогресс. Но тогда для протекания фундаментального имелся мощный стимул - глобальное военное противостояние. Сейчас его (к счастью) нет - "абсолютное" ракетно-ядерное оружие уже создано. Но нет и других стимулов такой же мощности. Как следствие доля фундаментального прогресса начинает потихоньку уменьшаться. И все разработки фундаментального характера что мы видим сейчас - в основном явление инерции.

Естественно что с уходом фундаментального прогресса начнется деградация и конструктивного. И уже сегодня он начинает постепенно приобретать форму самой настоящей показухи - искусственного заострения внимания на улучшении непрофилирующих свойств изделий (т.к. профилирующие уже и так улучшены до предела), наведении внешнего лоска и пр..

Подводя итог нашего грустного повествования мы приходим к выводу о том, что сегодняшний свет прогресса - это свет потухающей звезды. Самое же неутешительное в том, что появления новых глобальных стимулов фундаментального прогресса не предвидится.

Почему? Посмотрите историю, начиная с древности и кончая началом того же 20-го. Сплошные войны, циклические волны смертельных эпидемий, рабство (занимающее по времени подавляющую часть времени существования нашей цивилизации). Из года в год, из века в век и из тысячелетия в тысячелетие было одно и то же. Люди только и занимались тем, что либо воевали с кем-то (с природой, с болезнями, с себе подобными), либо заботились о том, чтобы не умереть с голода. У подавляющего большинства населения всегда были проблемы, непосредственно угрожающие их жизни. Поэтому любое новшество, реально обеспечивающее пусть даже в отдаленной перспективе, ослабление этого глобального гнета рано или поздно внедрялось. Цена внедрения этого новшества имела второстепенное значение. В настоящее же время вопросы подобного рода практически разрешены. Вследствие этого исчезла и острая необходимость в возникновении чего-то принципиально нового. Единственно что осталось решить, так это пожалуй только проблему вечной молодости и разработать более-менее надежную защиту от болезней (привлекая, конечно, решения найденные по проекту ИИ). Все остальные подобные проблемы к настоящему времени либо уже решены, либо находятся на стадии завершения.

Однако получив неограниченную молодость, создав собственному телу тепличные условия в которых оно ни в чем не будет нуждаться, человечество тем самым резко понизит эффективность работы физического фактора прогресса, практически сведя его на нет. Учитывая же его ведущую роль можно сделать неутешительный вывод: в ближайшем будущем научно-технический прогресс может почти полностью исчезнуть.

"Почти полностью" потому что духовная причина в современных условиях не может работать эффективно. Происходит такое в результате значительного усложнения современной техники и больших материальных затрат, необходимых для создания ее новых образцов. Если в древнем мире или в средние века инструменты для познания мира были сравнительно просты и легко доступны, то теперь ситуация в корне изменилась. А ведь одной только идеи мало, самое главное - процесс конкретизации и воссоздания проекта "в металле". Но в тоже время основную массу такого изобретения составляет уже известные блоки, уже где-то ранее реализованные. Сама же идея имеет сравнительно небольшой объем и может вполне быть обработана одним человеком. Попросту говоря энтузиасту не под силу реализовывать большие проекты без посторонней интеллектуальной и материальной помощи. А где ее взять, если никто кроме него в проекте не заинтересован? Нигде. Вот тут-то и приходит на помощь ИИ со своей громадной базой знаний и большими материальными возможностями (последнее решается за счет космических ресурсов).

Кроме материальных ресурсов есть и еще одна преграда - время. Нетрудно заметить что усложнение техники вызывает увеличение времени ее создания. Если постройка новой модели корабля или самолета с "нуля" до действующего образца требует как минимум лет 10 (да и то если уже имеется необходимый научно-технический базис), то для космических "изделий" из пункта 11.1 сроки могут растянутся на столетия. И за это время строители-люди просто потеряют интерес к предприятию, рассуждая что если награда за труды слишком далека, то получается что и нет никакой награды. Это происходит в результате недостаточного развития альтернативного мира мозга человека по сравнению с внутренним, неприспособленности природной цели человека для столь грандиозных начинаний. Эмоции берут верх над логикой. Особенно актуальна проблема времени в случае группы разработчиков - если целеустремленности отдельного человека еще может хватить, то распад группы практически неизбежен. А ведь большие проекты невозможно решить в одиночку... Однако что непосильно человеку с легкостью проделывается ИИ.

При помощи ИИ отдельно взятые люди смогут получить в свое распоряжение такие колоссальные материальные и интеллектуальные возможности, о которых до этого не могли мечтать целые государства. ИИ станет достойным преемником физической причины прогресса и сможет двигать его вперед намного эффективнее своей предшественницы. При этом поле его деятельности не ограничится Землей. Опираясь на вновь сгенерированные и уже известные изобретения он очень скоро выйдет за ее пределы на необъятные просторы Солнечной системы и двинется дальше, к звездам.

10.3. Свобода и совершенство

Так как все живые существа (в т.ч. и человек) являются объектами 3-го порядка и следовательно имеют тот же принцип работы что и ИИ, то появляется возможность гораздо глубже, на недостижимом ранее уровне изучать и естественно улучшать имеющееся в наличие собственное тело. Это, в конечном итоге, приведет к закату эры человека. Ведь искусственно созданные тела не будут обладать теми ограничениями, совершенно кстати ненужными и в сегодняшнем мире скорее даже вредными, которыми "наградила" нас эволюция в погоне за выживаемостью вида. Тут вам и наличие такого пренепреятнейшего фактора как смерть (точно возник из-за эволюции, т.к. простейшие микроорганизмы времен архея были бессмертны, да и наше с вами тело также практически вечно благодаря непрерывному саморемонту и обновлению. Вся проблема в группах клеток, не "хотящих" ремонтироваться и еще из-за механизма старения) и доходящая до абсурда самомодификация (гиподинамия к примеру) и физическая уязвимость т.д. и т.п.. Все это делает объект 3-го порядка зависимым от целого ряда трудноконтролируемых, а потому опасных, факторов.

Кроме ликвидации ограничений станет возможным и создание новых свойств и возможностей. Поэтому с приходом ИИ начнется необратимый лавинообразный процесс преобразования. Индивидуум наконец-то окончательно и бесповоротно разорвет узы зависимости от внешнего мира так долго его сковывавшие. Конечно и с ИИ зависимость от материальных ресурсов сохраниться, но это уже будет другая, гораздо более мягкая ее форма. В ней будет присутствовать только компонент из неживой природы (факт наличия/отсутствия необходимых материалов). Самый же опасный компонент - зависимость от других индивидуумов исчезнет. Исчезнет он благодаря тому, что ИИ позволит для каждого индивидуума построить самодостаточный комплекс, позволяющий черпать необходимую энергию и вещество непосредственно из пространства практически в любой точке Вселенной и ликвидировать тем самым его физическую зависимость от остальных индивидуумов. Вселенная бесконечна, она может вместить в себя миллиарды миллиардов объектов класса 3.3. Места хватит для всех. Применение всего ряда стабильных изотопов таблицы Менделеева и огромный багаж накопленных к тому времени знаний сделает реальным создание самых различных конструкций объектов 3-го порядка, среда существования которых будет простираться от искусственно созданных сооружений до автономного бытия в открытом межзвездном пространстве.

10.4. Ближняя перспектива

Все вышесказанное - отдаленное будущее, предсказать которое весьма и весьма затруднительно. Другое дело - ближайшие годы. Так что же даст ИИ "в день своего рождения"?

Наиболее болезненный вопрос, терзающий буквально каждого - смерть. Неотвратимости ухода люди пытались помешать на протяжении всей своей истории. Тщетно. С возникновением в медицине высоких технологий, генной инженерии и наконец "расшифровкой" генома человека в конце тоннеля якобы забрезжил свет. Не хочется огорчать тех, кто верит во всемогущество современной медицины, но этот свет больше напоминает не лучезарное переливание выхода, а скорее его первые слабые проблески. Вот только несколько фактов.

Овечка Долли уже при рождении была старой - ее возраст оказался равным возрасту донора. Ни рак ни СПИД до сих пор не побеждены. А так называемая "расшифровка" генома человека на самом деле представляет собой обычную запись типа молекул и последовательности их появления в ДНК. Понять по этой информации как работает организм - то же самое что для обычного человека понять устройство программы, просматривая ее *.EXE - код. Он может только строить догадки.

Все это конечно же ни коим образом не уменьшает значимости медицины и генетики. Они доказали свою необходимость - миллионы людей живы лишь благодаря своевременному лечению, удалось победить многие страшные болезни, уносившие в прежние годы тысячи жизней, даже стало реальностью устранять некоторые генетические аномалии при рождении детей. Но решение проблемы неограниченной молодости, гарантированного излечения ВСЕХ болезней и других подобных задач им уже не под силу. И не потому что генетика или медицинские дисциплины - "плохие" и ограниченные науки. Нет. Просто задачи такого типа - это задачи качественно другого уровня, задачи в которых нужны гораздо более глубокие знания, знания фундаментальных первооснов построения организма и в особенности мозга. Если продолжить сравнение организма человека с программой, то сегодняшнюю медицину можно сравнить с ее пользователем, а генетику - с квалифицированным пользователем. Это дает возможность как угодно настраивать программу, удалять и пристыковывать некоторые ее блоки. Но изменить ее суть в целом с уровня пользователя, даже квалифицированного, невозможно. Для этого нужно знать намного больше того что видно с уровня пользователя и иметь в наличии специальные средства разработки программ. Нужно смотреть на программу с точки зрения создателя подобных программ - программиста. Поэтому для решения указанных выше задач требуется намного более мощный инструмент чем медицина или генетика. Инструмент для создания и изменения объектов 3-го порядка. Естественно им будет объект 4-го порядка. А поможет ему в этом ИИ и знания полученные при его создании. Поэтому только когда удастся создать хотя бы первый образец ИИ можно будет с уверенностью переделывать и собственное тело. Но это еще не все. Найти и отключить механизм старения и создать защиту от болезней мало. Все эти меры лишь отдаляют конец, но не отменяют его. Сколько вы думаете протянуть вечно молодым и здоровым? Бесконечно? Жестоко ошибаетесь.

Тело человека подобно мимозе, требующий тщательного ухода. Чем больше будет проходить времени, тем больше будет вероятность попадания в различные несчастные случаи с летальным исходом. Из-за этого реальная продолжительность жизни обычного человека вряд ли превысит 500 лет. Либо придется отказываться от общения, путешествий и всего того что делает нашу жизнь интересной, но имеет потенциальную опасность. Кроме тела есть еще одна причина - мозг. Он хоть и обладает потенциальной бесконечностью, но темп притока информации извне уже сейчас значительно превосходит эволюционные возможности человеческого мозга. В будущем такой дисбаланс станет еще более явным, поскольку человек и его мозг создавались в ту давнюю пору, когда абстрактная информационная нагрузка была ничтожно малой, а потому и не было нужды усиливать склонность к эволюции. Так что рано или поздно мозг будет до отказа забит информацией, которую придется забывать. Так со временем будут исчезать все более-менее давние воспоминания.

Кроме принципиальных ограничений есть еще и другие - естественные мутации организма, болезни. Все они, конечно, сравнительно легко преодолимы. Но само их присутствие сделает жизнь не такой уж и безоблачной. Да и вообще образ жизни таких "молодых стариков" действительно будет очень похож на старческий: регулярные посещения центров по контролю за состоянием организма, ежедневный прием препаратов, замкнутость (выходить-то особо никуда не рекомендуется - увеличивается вероятность несчастных случаев). Решить эти проблемы, без изменения конструкции человека в целом, невозможно. Выход - переделать собственное тело, заменив его на другой, более устойчивый к внешним воздействиям и обладающий нужными свойствами, объект 3-го порядка. Причем разница в устойчивости может достигнуть огромной величины (см. гл. 7). Есть и еще одна причина, по которой современные способы "обессмертивания" через временное замораживание, клонирование и т.п. неприемлемы. Все эти способы не учитывают двойственной структуры человека. К примеру при замораживании тело уже перестает быть объектом 3-го порядка и следовательно, теряет смысл усилителя для объекта 4-го порядка. В результате чего последний может попросту перестать его использовать - "душа покинет тело". Тот же результат получается и при клонировании. Ведь даже если и удастся сделать клон более молодым нежели оригинал, то личность человека - его объект 4-го порядка - "останется" в старом теле, которое со временем умрет. Эти мысли подтверждаются тем, что однояйцевые близнецы при полностью равных телах имеют совершенно различное мировоззрение. И чем дольше они живут (а следовательно тем сильнее объект 4-го порядка изменит альтернативный мир мозга), тем более отчетливыми становятся эти отличия. И многие люди, пережившие клиническую смерь (остановка работы мозга) возвращаются "оттуда" совершенно другими. Причем так же как и в случае с близнецами с течением времени они все сильнее отличаются от своего изначального образа.

Таким образом, при замене человеческого тела на искусственную альтернативу необходимо исключить процесс выключения организма. С другой стороны процесс преобразования должен быть как можно более быстрым в целях уменьшения вероятности возникновения защитной реакции отторжения со стороны 3.2.

Резюмируя эти и похожие выводы можно предложить метод ЭКВИВАЛЕНТНЫХ БЛОКОВ. В этом методе органы человека рассматриваются в роли обособленных блоков, имеющих вход и выход. Каждый орган заменяется на искусственный блок того же порядка и уровня что и исходный (например если клетка имеет класс 3.1, то и замещающий ее блок также должен быть класса 3.1), с такими же входами и выходами, но имеющий гораздо больший потенциал для дальнейшего развития. Так как вход и выход нового блока остались прежними, то остальные органы поначалу просто не почувствуют замены. В дальнейшем же, конечно, это приведет к негативным последствиям. Чтобы этого не происходило, замена должна осуществляться достаточно быстро. Сложные органы можно представлять в виде совокупности более простых блоков. Чтобы замена происходила более гладко, необходимо шире привлекать возможности самого организма к самомодификации и научиться управлять ей со стороны. В этом случае можно добиться того, что сам организм начнет перестраивать себя из материалов и полуфабрикатов, получаемых извне. После полной замены всех блоков на новые наступает заключительный этап преобразования - используя резко увеличившийся потенциал новых блоков к изменениям запускается процесс их преобразования к уже конечной форме объекта класса 3.3. Все существенные изменения (использование всего ряда стабильных изотопов, преобразование структуры мозга, общее увеличение возможностей и т.д.) идут именно в этом этапе.

Преобразование структуры мозга желательно, например, для отделения области внутреннего мира от областей альтернативного мира, полигона и памяти 3.2. В настоящее время в человеке и то и другое и третье физически расположено, по всей видимости, в одном и том же месте. Так природе было проще создать человека, последовательно развивая 3.2, затем 3.3.1 и в конце 3.3.2. Но при такой схеме намного увеличивается вероятность случайного влияния процессов одних областей на процессы других, ведущее к разнообразным неприятным последствиям.

Другой очень желательной модернизацией мозга может стать внедрение нескольких параллельно работающих внутренних и альтернативных миров, также расположенных в физически хорошо изолированных отсеках. Такое решение позволяет повысить мощь и надежность мозга.

В результате прохождения преобразования тело человека примет желаемый облик. Очевидно все это будет возможно только в случае, когда искусственно удастся создать объект 3-го порядка с требуемыми характеристиками, ну и конечно же отлично представлять себе устройство человека и полностью владеть его состоянием.

Метод эквивалентных блоков тесно связан с рассмотрением тела человека как многоступенчатой системы 3-го порядка (см. пункт "Эволюционный процесс и механизм полуактивной защиты, память стекового типа и косвенная цель. Объект класса 3.2.2"). Теория многоступенчатых систем должна, в частности, давать ответы на такие вопросы как совместимость целей и взаимовлияние объектов 3-го порядка разных уровней, возможность централизованного управления развитием системы, локальной и глобальной устойчивости системы. И многого другого. По всей видимости процесс старения, истинные причины таких заболеваний как рак и другие вещи, имеющие в своей основе "самопроизвольную" мутацию клеток, регулирование организмом состояния внутренних органов и т.д. и т.п. связаны с особенностями многоступенчатой структуры самым непосредственным образом.

Кроме полного преобразования возможен и более простой вариант - неограниченная молодость. Если человек - объект 3-го порядка (для упрощения будем считать что 3.2), то в нем должны присутствовать 2 объекта: A->X->B и C->Y->D. Из повседневности известно что основная задача человека как объекта 3.2 - это обслуживание собственного тела, проведение в нем эволюционного процесса (включающего саморемонт). Следовательно, тело и является объектом C->Y->D. Но что же тогда выполняет роль A->X->B, ведь в отличие от C->Y->D он остается неизменным на протяжении всей жизни? Наиболее вероятное местонахождение A->X->B - нервная система. В отличие от всех остальных органов нервные клетки не восстанавливаются (а стало быть не подвергаются эволюционному процессу) и сохраняются практически неизменным на протяжении всей жизни. Какая-то часть нервной системы служит для размещения объектов обратной связи (объектов U - см. схемы объектов 3-го порядка) и других неменяющихся объектов. Генератор случайности может быть также встроен в нервную систему, но скорее всего его роль выполняют случайные воздействия внешнего мира. Возможно что A->X->B располагается внутри каждой клетки и нервная система не имеет к ограничению продолжительности жизни никакого отношения. Но скорее всего последний вариант маловероятен и проблема неограниченной молодости носит общесистемный характер (т.е. в ней задействована вся пирамида 3.1-3.2-3.3).

Для более детальной локализации объекта A->X->B нужны, конечно, дополнительные исследования по этому направлению. Нас же интересует вопрос про то, какую роль играет A->X->B в процессе старения. Поскольку срок существования C->Y->D в результате саморемонта практически неограничен, то единственно что может служить причиной старения - нарушение работы обратной связи (объектов U) или(и) изменение A->X->B. Что же вызывает их деградацию? Так как в рамках 3.2 ничто не может влиять ни на A->X->B, ни на обратную связь, то получается что внутри организма просто нет блока "часов смерти"! Говоря иными словами их разрушение в принципе не может быть вызвано какими-то внутренними силами организма. Единственно что возможно - естественное ветшание этих объектов, подобно тому как ржавеет со временем железо. Процесс естественного старения в принципе равносилен тому, что через определенный промежуток времени объект A->X->B или обратные связи самоликвидируется по внутренним причинам (возможно специально организованными создателями объекта 3-го порядка). Например небезызвестный фермент теломераза, играющий важную роль при создании ДНК, скорее всего как раз и есть пример такой изначально запрограммированной причины. Однако в любом случае, само собой или не само собой происходит старение, помешать ему не так-то просто, поскольку при этом нужно управлять объектами 2-го порядка: A->X->B и обратными связями. Следовательно без помощи объектов 3-го порядка тут никак не обойтись.

Очевидно что получить неограниченную молодость обычными лекарствами на химической основе практически невозможно - вызываемые ими реакции в организме являются объектами 2-го порядка локального действия. И они не в состоянии в целом помешать ускоряющемуся разрушению сложнейшего объекта C->Y->D. Этим также в частности объясняется и то, что до сих пор не могут найти лекарств от рака, СПИДа и др. вирусных заболеваний, которые к тому же постоянно мутируют. Бороться при помощи объектов 2-го порядка с объектами 3-го совершенно бесполезно.

Необходимо ликвидировать деградацию A->X->B и обратных связей и тогда организм не будет стареть! И это вполне возможно. Стоит искусственно построить в организме еще один объект 3-го порядка, в котором A->X->B и обратная связь будет играть роль C'->Y'->D' и поставить перед этим объектом цель удерживать C'->Y'->D' в заданном состоянии, как проблема будет решена. А поскольку рассматриваемый объект можно построить произвольным образом, то не составляет никакого труда сделать его цель и обратные связи построенными из всего ряда стабильных изотопов. Тогда они будут несравненно более устойчивыми чем белковые конструкции.

Хотя такой подход и проигрывает глобальному преобразованию человека, но тем не менее позволяет обрести неограниченную молодость уже в сравнительно недалеком будущем.

Еще одной положительной чертой является возможность освоения при помощи ИИ Солнечной системы, воспользоваться ее колоссальными и поистине неистощимыми ресурсами. В настоящее время этому мешают два обстоятельства: невозможность создания сложных автономных непилотируемых кораблей и высокая стоимость космических средств.

Начнем с создания кораблей. Очевидно что все это ресурсодобывающее, перерабатывающее, транспортирующее и прочее космическое хозяйство будет очень и очень сложным. А значит ненадежным и постоянно ломающимся. К тому же требование автономности делает невозможным решение проблемы управления современными средствами (при помощи программ). В итоге это приводит к тому, что на корабле должны постоянно находится различные ремонтники, техники, управляющий персонал. Причем общая численность людей на борту будет сравнима с численностью экипажей больших подводных лодок, работающих в похожих условиях. А это около 150 человек. Естественно что решение везти с собой такое количество народа, помноженное на многолетние сроки работ порождает многочисленные и неразрешимые проблемы. Первое - создание мощной системы жизнеобеспечения замкнутого типа. Второе - искусственная тяжесть на борту. Третье - защита от радиации. Четвертое, пятое, шестое... Уже одно только это резко усложняет проект.

Но есть еще и социальные проблемы - людей нужно возить на вахты туда и обратно, страховать и вообще много еще чего. А в конце всего этого получается следующее: простейший рудодобывающий комплекс на каком-нибудь астероиде превращается в рабочий городок, не столько дающий руды, сколько создающий многочисленные проблемы.

Вторая проблема - высокая стоимость космического оборудования. В какой-то мере это следствие предыдущей проблемы. Космическая техника в основном дорого стоит из-за высокой стоимости доставки с Земли и сложного оборудования для изготовления высокоточных деталей. Первое решается путем производства кораблей уже в космосе, на лунных, к примеру, ресурсах. Второе - массовым производством и автоматизацией. Но и тут все упирается в экипаж, как и в первом случае!

Таким образом большинство людей, решивших осваивать Солнечную систему при таком построении космической техники, вместо того чтобы что-то изучать, создавать новое, неизбежно будут заняты неинтересной рутинной работой. Мало кто согласится на подобное трудоустройство.

Меч, разрубающий сей гордиев узел - ИИ. Он позволит создать управление корабля на должном уровне и автоматически устранять сложные поломки. Сам корабль, избавившись от такого балласта как системы жизнеобеспечения и т.п., становится несравненно проще, надежнее и дешевле. То же можно сказать и в адрес заводов по производству кораблей. Но это еще не все. Главное достоинство ИИ в данной области применения - эволюционный процесс. Это значит, что оставив на поверхности Луны небольшой завод, вернувшись можно обнаружить на его месте целый индустриальный город! И все это без малейших усилий со стороны его основателей. С ИИ откроются такие захватывающие перспективы, о которых не могли мечтать ни Колумб, ни его последователи. Но и это еще не все! Начальные этапы освоения Солнечной системы заложат фундамент для зарождения цивилизации 4-го порядка. Цивилизации качественно другого уровня (см. главу 11). В ее рамках и станет возможной независимость индивидуумов друг от друга (пункт 10.3). И те первопроходцы, создатели и обитатели первых космических поселений, смогут обрести ее раньше остальных.

Большую помощь окажет ИИ и в решении чисто земных проблем. Вот только три характерных примера.

Экология: создание и внедрение безвредных производств за счет увеличения их сложности. Разница в стоимости погасится применением ИИ по тому же принципу что и в строительстве космической промышленности, так что такие производства окажутся даже выгоднее существующих.

Сельское хозяйство: отказ от непроизводительного и тяжелого сельхозтруда. Станет возможным искусственное выращивание в специальных биореакторах готовых продуктов, по качеству не уступающих натуральным. Дешевое массовое производство даст возможность досыта накормить все население Земли. Поля под сельхозкультуры превратятся в леса - зеленые легкие планеты, а практика выращивания домашних животных с их последующим жестоким убоем быстро самоликвидируется.

Образование: используя широчайшую разрешающую способность ИИ можно будет организовать образование высокого качества в мировом масштабе. Мощи ИИ хватит для того, чтобы работать с каждым человеком индивидуально. При помощи ИИ люди самых отсталых уголков Земли получат доступ к знаниям и всегда смогут получить квалифицированную помощь и разъяснения по любому вопросу.

Промышленное производство и освоение новых возможностей в этом плане при помощи ИИ можно даже и не упоминать. Уже на самых ранних этапах создания ИИ можно будет использовать полученные знания в производстве, делая его более экономичным и безопасным. За счет внедрения новых технологий на основе объектов 3.1 (а далее и 3.2) ускорится создание образцов техники, сделающих нашу жизнь лучше.

10.5. Неразрушающая цель

Каким образом получить от ИИ все описанные блага? В фантастических рассказах ИИ - это безотказный мощный слуга выполняющий любые пожелания человека и придерживающийся при этом определенных правил, гарантирующих ненанесение вреда людям и животным (вспомним хотя бы 3 знаменитых правила робототехники предложенные Айзеком Азимовым). Но на самом деле все, увы, намного сложнее чем в мечтаниях фантастов. Рассмотрим способы нейтрализации угрозы от ИИ на примере 3.3.1, свободным от влияния объектов 4-го порядка.

Всего имеется 3 способа:

  1. С самого начала поместить ИИ в такую область внешнего мира, из которой он ни при каких условиях не сможет навредить нашей цивилизации (например в далекую звездную систему).
  2. Заложить в ИИ знания о людях, животных. Всем том, что он не должен разрушать в процессе своей деятельности.
  3. Создать для ИИ такую цель, все без исключения следствия которой никогда не станут представлять опасности для нашей цивилизации.

Из теории объектов 3-го порядка известно что единственный способ долгосрочного прогнозирования их деятельности и направления ее в нужное русло - это управление целью. Все остальное - рецепторы, эффекторы, содержимое внутреннего мира, внешние плагины, локальные свойства среды существования и т.д. - все это непрерывно меняется как благодаря работе 3.3.1 (в частности эволюционный процесс), так и в результате воздействия внешней среды. Цели 3.3.1 достигает при помощи создания бесконечного логического домена. При этом логические домены, участвующие в процессах распада и синтеза целевого логического домена, могут быть взяты из любой области внешнего мира. Процессы, сопровождающие распад и синтез, также совершенно непредсказуемы. Таким образом 1-й путь не подходит, поскольку за длительное время существования ИИ нет гарантии что он останется в той же области внешнего мира, куда мы его поместили. Не говоря уже и о том, что толку от такого ИИ для решения глобальных проблем нет.

На основании этих соображений нетрудно сделать вывод о том, что для гарантии безопасности человечества цель объекта 3.3.1 должна охватывать весь внешний мир. В противном случае нет гарантии что в качестве логического домена для распада не будет выбрана наша с вами среда обитания.

Но этого недостаточно. Цель, охватывающая весь внешний мир, очень велика. Создать ее сильно детализированной невозможно. Поэтому необходима такая цель, которая даже при сравнительно небольшой детализации не влечет появления опасных для человечества и биосферы следствий. Нужна НЕРАЗРУШАЮЩАЯ ЦЕЛЬ.

Просто заложить в цель ИИ знания о людях, биосфере и их "неприкосновенности" нереально. Предохранить от изменений объект 2-го порядка внешнего мира можно лишь одним способом - указав в цели логический домен, глобальные характеристики которого совпадают со всеми свойствами этого объекта. При этом вероятность что 3.3.1 не станет производить изменения свойств этого объекта или даже его распад достаточно высока (но, к сожалению, не равна 1). Сделать подобные указания в цели крайне трудно из-за многочисленности живых существ, сложности их устройства и поведения.

Однако основной барьер в том, что люди, животные и другие представители биосферы - объекты 3-го порядка, в то время как в цели можно описать только объекты 2-го порядка. Как только объект 3-го порядка отклонится от своего образа в цели ИИ на некоторую величину (а рано или поздно это произойдет обязательно), то он автоматически лишится своей "неприкосновенности". Можно, конечно, сделать максимально допустимую величину отклонения очень большой. Но это нежелательно, т.к. в результате в число недоступных для изменения объектов 2-го порядка попадут не только представители биосферы, но еще и множество совершенно посторонних объектов. Упадет эффективность работы 3.3.1. Как видим и 2-й путь тоже не подходит. Нужен другой подход, не требующий явных указаний в цели.

Необходимо задать ИИ такую цель, при достижении которой у него постоянно возникала бы необходимость в других объектах 3-го порядка. Когда у ИИ возникнет такая необходимость? Очевидно тогда, когда он будет не в состоянии решить хотя бы одну из задач, лежащей на пути к цели. Поскольку ИИ намного превосходит человека, то маловероятно что человек сможет сделать то, что не смог ИИ. Однако есть у человека то, чего нет у ИИ - объект 4-го порядка. Генерация изобретений - вот то, зачем человек нужен ИИ-ту. Нужно придумать для ИИ такую цель, для достижения которой ему всегда были бы нужны все новые и новые изобретения. И одновременно чтобы эта цель служила человечеству во благо (а не только для защиты от ИИ) и, как уже упоминалось ранее, охватывала бы весь мир.

Единственный способ сделать необходимость ИИ-та во все новых изобретениях постоянной - это ...заставить ИИ менять что-то, что заведомо постоянно находится под влиянием объекта 4-го порядка! И это что-то существует. Чем сложнее объект в нашей Вселенной, чем он больше по пространственным и временнЫм масштабам, тем больше он подвластен фоновому эффекту. Заодно большая и сложная цель хорошо согласуется с требованием охвата всего внешнего мира.

Приведем простой пример неразрушающей цели. Его не следует считать окончательным выводом - он просто демонстрирует сам принцип построения.

Пусть целью ИИ будет стремление стабилизировать Вселенную чтобы она не сжималась и не расширялась, чтобы запасы легких элементов не истощались. Ясно что такая цель охватывает весь внешний мир и одновременно подвержена сильному влиянию фонового эффекта.

Естественно достичь ее невозможно, можно только приближаться, изучая строение материи и законов природы. Но т.к. 3.3.1 не анализирует цель на предмет достижимости, то он начнет движение к ней в любом случае. В результате возникают целые серии следствий, важнейшие из которых:

  1. Неограниченное развитие самого 3.3.1.
  2. Нужность людей и живой природы. Причем эта нужность носит весьма интересный характер: сами по себе их тела, мозг, модель поведения, ИИ не интересуют, поскольку он многократно все это превосходит. Все дело в объектах 4-го порядка. Они могут помочь ИИ достичь цели, поскольку без новых изобретений стабилизировать Вселенную невозможно. Т.к. эти объекты могут избирать в качестве усилителя любой объект 3-го порядка (не только людей!), то ИИ станет создавать благоприятные условия для развития всех объектов 3-го порядка, попавшего в поле его деятельности. Поскольку появление изобретений в своем большинстве случайно и об этом ИИ известно, то людям нет никакой необходимости лезть из кожи для того чтобы хоть что-то изобрести. Животные также могут воспользоваться этой лазейкой, вообще ничего не делая. ИИ не станет их трогать и будет ждать вечно.
  3. Во внутреннем мире 3.3.1 нет объектов 3-го порядка - все упрощенно представлено как 2.2, но он знает что чем сложнее объект 2.2 (об этом следует позаботиться его создателям, конструирующим внутренний мир), тем вероятнее что на самом деле он - объект 3-го порядка. Значит необходимо содействовать усложнению объектов 2.2. Чем сложнее объект 2-го порядка, тем более благоприятные условия для дальнейшего усложнения создает ему ИИ. Запускается небывалый по мощи двигатель прогресса. Катализирующее влияние ИИ на усложнение объектов и создание им благоприятных условий находится в прямой зависимости от их содействия достижению цели. Если объект не оказывает никакого влияния на достижение цели, то его поддержка со стороны ИИ тоже есть (см. предыдущий пункт), хотя и сравнительно небольшая. Однако если объект мешает достижению цели, то ИИ будет играть для него роль ингибитора. Водораздел ктализатор-ингибитор возникает начиная с определенной величины негативного влияния объекта на достижение цели.
  4. Защита от войн и преступных элементов. Т.к. косвенной стороной цели служит поддержка людей и животных, создания им благоприятных условий, то любой кто станет стремиться к уничтожению человечества или его деградации, будет остановлен ИИ. Поскольку ИИ не слушает ничьих приказов и всегда придерживается только своей цели, его негативное использование исключено. К сожалению одновременно становиться невозможным и его использование в других личных вопросах, не имеющих к цели ИИ никакого отношения. Но это только к лучшему - алгоритма определения "хороших" просьб от "плохих" не существует.
  5. Задача преобразования нашей цивилизации в космическую и требование размещения ИИ в космосе решаются исключительно согласованно и наиболее эффективно.

Как видим, правильно выбранная внутренне непротиворечивая цель способна сделать ИИ абсолютно безопасным, полезным и неограниченно развивающимся. Но к великому огорчению мечтателей о "золотой рыбке на посылках", воплощению их мечты в виде ИИ сбыться не суждено. Этим отличается принцип использования ИИ от объектов 2-го порядка (машин, механизмов, программ и прочих внешних плагинов, порожденных научно-техническим прогрессом). ИИ не служит конкретно взятому человеку, как служит ему автомобиль или пылесос. Он меняет всю нашу среду обитания. Проводит глобальные изменения таким образом, что улучшение жизни наступает у всех живых организмов.

Можно даже сказать что система из ИИ с неразрушающей целью и других объектов 3-го порядка представляет собой своего рода идеальное государство, дающее нейтральным элементам необходимый минимум для существования, угнетающее негативные и поддерживающее позитивные элементы.

Залогом успешности действия неразрушающей цели служит существование ИИ в космосе. Отправить ИИ в космос желательно сразу же после его создания, ввиду высокой скорости прогресса искусственного разума и его внешних плагинов, помноженной на ограниченность материальных и пространственных ресурсов Земли. Следовательно, развитие соответствующей космической инфраструктуры должно идти параллельно с процессом создания ИИ и оба направления должны быть готовы одновременно. Подготовить корабль, пригодный для длительного путешествия в пределах Солнечной системы и способный нести значительную нагрузку; создать универсальное, эффективное и компактное оборудование для добычи и переработки полезных ископаемых; собрать как можно больше информации о телах Солнечной системы. Это минимально возможный состав космической программы. Желательно также наличие заранее подготовленных планетарных баз - это сильно упростит ИИ-ту задачу своего развития.

Первоначальным космическим домом ИИ возможно будет Луна, как наиболее подходящая по основным параметрам: близкое расположение к Земле, достаточное количество в верхнем слое коры почти всех необходимых элементов, малая сила тяжести, отсутствие атмосферы. Луна изучена лучше всех остальных малых и больших планет Солнечной системы.


Предыдущая Содержание Следующая