Автор: Андрей У человеков такой центр называется "инстинкт" или "безусловный рефлекс". С ним в противоборство вступает интеллект - устройство, позволяющее внешним хозяевам управлять Вашим организмом. Когда Вы едете в общественном транспорте и хотите в туалет, то вы не наваливаете кучу прямо на полу автобуса именно потому, что внешний хозяин (общественные нормы в данном случае) побеждают внутреннего хозяина (инстинкт). |
|
Насколько я понял нормы (в данном случае этические) Вы выносите наружу. То есть это как бы давление извне на субъекта и это давление уравновешивает рвущиеся изнутри субъекта потребности (инстинкты). Но так ли это? Тут вопрос в том, почему разные люди испытывают разное давление норм, по-разному на них реагируют, не всегда склонны следовать этим нормам? И второй вопрос как нормам удается так крепко и так надолго зацепиться в нашей психике? За что они вообще цепляются?
Ситуация мне кажется (перекрестился) следующая. Насаждаемые воспитанием (и возможно не только) нормы цепляются всё за те же потребности, и благодаря им так крепко укореняются. Возможно это потребности из разряда потребность не быть быть осуждаемым/отвергнутым (большинством), или что-то типа этого, думаю их больше одной. Ведь нормы это правила, а что заставляет нас следовать этим правилам? - потребности. Что касается первого вопроса (про давление извне), то возможно это давление совсем не извне, а изнутри, давление генерирующееся иерархией потребностей. Ведь если бы давление было извне, то оно распространялось бы на всех одинаково, однако кто-то послушно следует всем нормам, а кого-то они просто раздражают, как неоправданное ограничение свободы.
Возможно все зависит от внутренней иерархии потребностей субъекта, и от человека к человеку приоритеты разных потребностей сильно "пляшут". Допустим у конкретного субъекта потребность в материальных благах находится выше потребности не быть осуждаемым, тогда в ситуации когда произойдет конфликт этих потребностей субъект будет менее склонен соблюдать полностью все нормы и попробует некоторые обойти. Думаю мысль ясна.
Очевидно от кучи в автобусе не будет полезной отдачи настолько, чтобы перекрыть внутренний дискомфорт от возможного осуждения окружающими. То есть скорее всего у нас страх быть осужденным/отвергнутым настолько сильный, что выносит соответствующую потребность в самый топ потребностей, даже выше физиологических. Но опять же, достаточно сильный он не у всех, это выяснится, когда кто-то со стороны предложит скажем миллион за кучу в автобусе. Кто-то откажется, а кто-то возможно и согласится.
Тут как бы не получилось так, что вся деятельность человека (воля, выборы по жизни) регулируется вот этим внутренним ранжированием своих потребностей. Мне почему-то кажется, что так и есть, что свобода воли на самом деле ограничена тем, какие личные потребности оказываются выше других, а какие ниже, при их конфликтах.