У нас тут в Питере на Потаповском семинаре (ака Инекс/ИТМО) А.Редозубов
выступил несколько дней назад с сообщением (договорились на дополнитель-
ное выступление в январе т.к. возникла некоторая дискуссия (по общим
вопросам), что признано полезным для присутствующих студентов
).
Сугубо по сказанному лично я могу сказать следующее.
Общая архитектура 'мозга-интеллекта' представлена вполне стандартно.
Рецепторы - многоуровневая память - эффекторы. Тут так - идеи носятся в
воздухе, но кто-то первым (одним из первых) решается не побояться баналь-
ности и представить некую обобщенную схему, которая, оказывается, в
некотором смысле базовой, универсальной, эвристически богатой. Оригиналь-
ность автора - введение того, что он обозначил как 'эмоциональные рефлексы'
(помимо обычной низкоуровневой рефлекторной регуляции поведения вводится
контур через эмоциональные центры, которые представлены как специфический
уровень/блок памяти). Если активируется эм. рефлекс, то активируется ц.
соотв. 'эмоции' (оценки), которая активирует некий Регулятор (тоже специфи-
ческий уровень/блок памяти), который 'прожигает' некую интеграцию-образ как
совокупность сенсорных, моторных, эмоциональных, рефлекторных и регулятивных
(активаторных) паттернов. Этот образ записывается как некий бабушкин нейрон-
идентификатор. Ясно, что можно моторный/cенсорный компонент переписать в слой
виртуального представительства (премоторный/пресенсорный) и оперировать обра-
зами либо как чистыми указателями/идентификаторами на них, либо задействовать
их интерпретацию на виртуальных сенсо-моторных подобразах.
Еще оригинальным выглядит у автора предложение использовать для обучения
эмоциональной подсистемы ('на формальных нейронах') не специфические правила и
процедуры обучения, а генетические/эволюционные алгоритмы. Конечно, и обучение
можно не начинать с нуля, и можно операционализировать промежуточные состояния
генетического/эволюционного процесса. И эволюцию можно понимать не как стандар-
тный селектогенез, а как эволюцию адаптивной сети (эмоциональная регуляция как
самоорганизация соотв. 'центров' есть адаптация сети к среде, опыту, организму
и самой себе).
Очевидная неполнота модели -
Нужно явно ввести блок оперативной памяти, где бы 'набирался' композитный образ
текущей ситуации (предметной или проблемной) и осуществлялись манипуляции с ним,
где бы формировались ключи-запросы к иерархической ассоциативной памяти.
Нужно очень четко обрисовать механизмы памяти указателей, аcсоциативной памяти и
контекстуальных систем памяти вцелом.
Нет нужны акцентировать оценивающую функцию эмоций, все-таки эмоции - это универ-
сальный регулирующий высокоуровневое поведение механизм, нет смысла явно не указы-
вать на мотивирующую и регулирующую функции эмоций.
эмоции - это не скаляр 'хорошо-плохо', есть еще 'активаторный' компонент эмоций,
есть и компоненты, связанные с обработкой (учетом) неопределенности образа/cитуации.
'Почти опасное' - это как представляется? (и обрабатывается).
Если происходит обобщение образа, то как модифицируются соотв. эмоциональные маркеры -
опасная раскаленная плитка, но стоит ли отдергивать руку от слов 'горячая открытая
спираль' в руководстве к плитке?
Ясно, что интересно представить некий синтез Редозубова, Хокинса и циркулярной схемы
Александера; они трактуют одно, но несколько в разных аспектах (представлениях). (Без
Бонгарда, адаптивных критиков и проч, конечно, обойтись тоже нельзя).