GotAI.NET

Форум: Проблемы искусственного интеллекта

 

Регистрация | Вход

 Все темы | Новая тема Стр.1 (9)След. > >>   Поиск:  
 Автор Тема: Нулевой уровень - интеллект таракана
Vpolevoj
Сообщений: 1408
Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 4:07
Сначала напишу, почему именно таракана, а не, скажем, осы-наездника (о которой я приводил пример, и поведение которой нам, безусловно, более интересно, чем поведение таракана).

Потому что таракан живет в плоском мире (а оса-наездник - в трехмерном), а плоский мир нам - программистам - замоделировать будет много проще, чем трехмерный, к тому же, жизнь таракана менее драматична - поел, попил, поспал, потрахался, покакал, увернулся от тапка - и так по циклу, от рождения и до смерти.

А нам, по большому счету, не все ли равно, чей интеллект "нулевого уровня" моделировать. Если научимся делать это для интеллекта таракана, то для интеллекта осы-наездника, у которой просто чуть сложнее модели и правила их обработки, трудностей особых для нас уже не будет. Поскольку и принципы построения (проектирования) и общая структура будут у них с тараканом одинаковыми.

==========================
Попробую теперь сформулировать ТЗ для интеллекта "нулевого уровня".

Пусть у нас будет пространство (для таракана оно плоское - двумерное), скажем, 100х100 (размер пространства со временем можно будет менять).

В этом пространстве должны быть значимые для жизни таракана объекты (другие объекты, даже если они там есть, ему не нужны, и нам, следовательно, тоже).

Там должны быть:
1) еда;
2) вода;
3) убежища;
4) другие тараканы (самки/самцы) - это опционально.

Наш таракан должен, исходя из своих потребностей, находить нужные ему объекты в пространстве, взаимодействовать с ними и удовлетворять тем самым свои потребности.

Основная его задача - размножиться и выжить.

Кто-нибудь возьмется за программирование? Могу предложить соревнование.
[Ответ][Цитата]
Toxygen
Сообщений: 521
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 4:28
А смысл? Любой "бот" в любой игре занимается тем, чем вы предлагаете тут заняться таракану.
[Ответ][Цитата]
Vpolevoj
Сообщений: 1408
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 4:35
Цитата:
Автор: Toxygen
А смысл? Любой "бот" в любой игре занимается тем, чем вы предлагаете тут заняться таракану.

Я вижу свою задачу не в проектировании интеллекта таракана, а - в отработке методики.

"Без теории (методики) нам смерть!" (И.Сталин)

PS Забыл сказать. Нам еще нужно придерживаться заданной структуры. Не просто получить требуемый результат (как у "бота" в игре), а заложить нужную нам структуру уже сейчас, с тем, чтобы в дальнейшем не переделывать её, а всего лишь дополнять и наполнять.
[Ответ][Цитата]
Vpolevoj
Сообщений: 1408
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 5:57
Попробую формализовать потребности таракана.

1. Еда.

Пусть наш таракан нуждается в поступлении энергии, и пополняет он её через еду.

Еда, допустим, в виде крошек хлеба, выпадает случайным образом на случайные клетки пространственного поля (дважды случайность: как функция от времени, и в пространстве - никогда не известно, где именно упадет крошка), время жизни этой крошки (если её, конечно, никто не съест) величина тоже случайная, но не более стольких-то единиц (часов, дней).

Запас энергии, который получает таракан, съев одну крошку хлеба, должен быть достаточным, чтобы прожить, допустим, сутки. Время расходования запасенной энергии зависит от интенсивности деятельности (чем больше и быстрее бегает таракан, тем быстрее расходуется его энергия).

Можно дополнительно ввести функцию расходования (и, соответственно, запасения) внутренней энергии - НЗ, которой должно хватать на значительно больший период, скажем, дней на 10. Запасаться она должна дольше, только лишь при наличии излишков еды, с бОльшими затратами, чем при обычном потреблении/расходовании, но оно того стоит.

2. Вода.

Аналогично еде, у таракана должна быть потребность в питье. Зачем? Ну, хотя бы, для разнообразия потребностей. И для того, чтобы были разные объекты в пространстве: пусть, к примеру, источники воды будут находиться на одних и тех же местах, только их объем будет произвольно меняться (от мин к мах случайным образом в течении суток, и не всем тараканам будет её хватать).

Запас воды в организме таракана тоже должен быть ограниченным, и расход воды тоже должен зависеть от интенсивности его деятельности.

3. Места отдыха (они же убежища).

Таракан должен с течением времени уставать. Причем, чем больше и быстрее он бегает, тем больше и быстрее он должен уставать. И, следовательно, ему нужен будет отдых. Отдыхать таракан может где угодно. Но в безопасных местах - безопаснее.

Можно замоделировать пространство таким образом, что в нем будет происходить периодическая смена освещенности день/ночь. Все тараканы, которые отстаются вне убежища днем - "попадаются на глаза" - и погибают. Можно сделать еще, чтобы в случайные моменты в комнате включался свет, и все тараканы должны будут разбегаться по убежищам, кто не спрячется в течении некоторого времени - погибает.

4. Секс. (Опционально.)

Помимо еды, питья и безопасности таракану время от времени (а точнее, всегда, но на некотором минимальном уровне, который однако имеет тенденцию с течением времени накапливаться) хочется сексу! Если эту потребность вовремя не удовлетворить, то она для таракана становится навязчивой, и он может презреть ради неё и голод и жажду и саму безопасность.

Удовлетворив потребность в сексе, если это самка, таракан на время становится занят другим делом - он вынашивает потомство (тем самым несет и за него ответственность тоже). По прошествии некоторого времени яйцо "сносится" - оставляется в каком-нибудь месте (лучше в убежище), и все повторяется.

Срок жизни одиночного таракана ограничен.

Можно ввести в пространство препятствия - стенки, перегородки (для усложнения).

PS Никакого "эволюционного алгоритма" в эту программу я не закладываю. Меня интересует только лишь отработка методики проектирования ИИ.
[Ответ][Цитата]
Victor G. Tsaregorodtsev
Сообщений: 3187
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 6:19
Цитата:
Автор: Vpolevoj
Кто-нибудь возьмется за программирование? Могу предложить соревнование.

Зачем?
Устройте соревнования у себя на компе.
Имеется в виду - тренировка генетическим алгоритмом.
Просто аккуратненько надо будет прописать фитнес-функцию.
А тренировать надо будет - простенькую нейросетку типа многослойного персептрона. Ну, в крайнем случае, рекуррентного (с собственной внутренней памятью) персептрона. Т.е. незачем прописывать алгоритм мышления детальнее, чем на уровне структуры (набор значений коэффициентов и что на что влияет - определит ген.алгоритм).
[Ответ][Цитата]
Vpolevoj
Сообщений: 1408
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 6:29
Цитата:
Автор: Victor G. Tsaregorodtsev
Зачем?
Устройте соревнования у себя на компе.
Имеется в виду - тренировка генетическим алгоритмом.
Просто аккуратненько надо будет прописать фитнес-функцию.
А тренировать надо будет - простенькую нейросетку типа многослойного персептрона. Ну, в крайнем случае, рекуррентного (с собственной внутренней памятью) персептрона. Т.е. незачем прописывать алгоритм мышления детальнее, чем на уровне структуры (набор значений коэффициентов и что на что влияет - определит ген.алгоритм).

Вот именно: зачем?

Зачем я так долго писал в своей теме про "пути выхода из кризиса"?
Зачем был мой последний пост про работу нейрона?
Зачем я формулировал конечную цель - создание Сверхразума?

Если все снова сводится к "простенькой нейросетке" и персептрону?
[Ответ][Цитата]
Virtual_Graph
Сообщений: 594
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 7:25
Цитата:
Автор: Vpolevoj
Пусть у нас будет пространство (для таракана оно плоское - двумерное), скажем, 100х100 (размер пространства со временем можно будет менять).

Не нравится мне эта задача и вот почему. Плоские миры уже были много раз и на этом поприще практически мало кто добивался значимых результатов. Это я говорю не потому что я такой бяка, а потому что этот участок копан-перекопан в поисках золотишка.

И еще, я бы начал не с "таракана", а с "лягушки", т.е. с некоего среднего (1-го), близкого к нулевому уровня. Потому что.... потому что потому... что мне сейчас некогда объяснять
[Ответ][Цитата]
Vpolevoj
Сообщений: 1408
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 8:42
Цитата:
Автор: Virtual_Graph
И еще, я бы начал не с "таракана", а с "лягушки", т.е. с некоего среднего (1-го), близкого к нулевому уровня.

Я и хотел начать с "первого" уровня - Лягушки.

Но дело в том, что без проработки "нулевого" уровня мы окажемся в ситуации, когда не понятно куда идти: "Направо пойдешь - никуда не придешь, прямо пойдешь - ничего не найдешь, а налево пойдешь - ничего не поймешь, только сам пропадешь" (В.Высоцкий).

PS Если эта задача "нулевого уровня" никого не заинтересует - сделаю все сам.
[Ответ][Цитата]
Nuarez
Сообщений: 107
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 17:19
Цитата:
Автор: Vpolevoj
PS Забыл сказать. Нам еще нужно придерживаться заданной структуры. Не просто получить требуемый результат (как у "бота" в игре), а заложить нужную нам структуру уже сейчас, с тем, чтобы в дальнейшем не переделывать её, а всего лишь дополнять и наполнять.

Но эта струкура будет актуальна только для этого же, нулевого уровня. Из нее не выростет даже 1 уровень интелекта. Там нужна другая структура. Все что вы сможете изменить это - размер поля, кол-во, частоту всяких предметов и т.д. Развитие будет вширь, а не наверх
[Ответ][Цитата]
Nuarez
Сообщений: 107
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 17:40
Цитата:
Автор: Vpolevoj
Основная его задача -
размножиться и выжить.

Если рассматривать интеллект как решатель задач, то да, наверное в этом и задача.
Но...
Я считаю, что интеллект в первую очередь это ГЕНЕРАТОР ТЕОРИЙ. Пусть и не всегда верных. Однако, учитывая, что еда появляется рандомно, все что сможет ваш таракашка - это так же рандомно ее искать. Путь выхода из кризиса здесь - сделать появление еды закономерным. И таракан должен будет эти законы наблюдать, запоминать, рождать теории, пробовать их и находить оптимальные. Тогда я признаю это интеллектом!
[Ответ][Цитата]
Nuarez
Сообщений: 107
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 18:05
Цитата:
Автор: Vpolevoj

Хотя педвижу уже, наверное, ваше возражение, что это "всего лишь 0 уровень", для пристела. Но вы так из пункта А в Б не придете. Надо сразу человечий интеллект создавать. Вы его вроде "разум" называете. Так вот еще раз скажу, структура таракана не эволюцинирует у вас до человека. Она ничего не даст. Нужно сразу создавать "разум".

п.с. Для меня "разум"="интеллект", а то здесь недопонимания предвижу опять же.
[Ответ][Цитата]
Toxygen
Сообщений: 521
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 20:23
Цитата:
Автор: Vpolevoj
Я вижу свою задачу не в проектировании интеллекта таракана, а - в отработке методики.

Ну вот допустим я написал некий алгоритм, реализующий поведение таракана. По каким критериям вы собираетесь судить наличие в этом алгоритме "интеллектуального поведения"?
[Ответ][Цитата]
Vpolevoj
Сообщений: 1408
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 22:50
Цитата:
Автор: Nuarez
Но эта струкура будет актуальна только для этого же, нулевого уровня. Из нее не выростет даже 1 уровень интелекта. Там нужна другая структура.

Моя идея заключается как раз в том, что основная структура для всех ИИ, точнее, ИС - Информационных систем, остается одинаковой, меняются лишь отдельные специфические "особенности". Но до этих "особенностей" нам еще нужно дорасти - понять, что это такое.

Пока же на примере интеллекта таракана я хочу получить СТАБИЛЬНУЮ часть ИС. А уж потом начать её наращивать.
[Ответ][Цитата]
Vpolevoj
Сообщений: 1408
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 22:57
Цитата:
Автор: Nuarez
(Если) сделать появление еды закономерным. И таракан должен будет эти законы наблюдать, запоминать, рождать теории, пробовать их и находить оптимальные. Тогда я признаю это интеллектом!

Nuarez, не знаю, как считаете вы, а мы с группой других товарищей, вроде бы, уже между собой договорились, что у таракана (как и у всех других насекомых) интеллекта нет, а есть лишь генетически детерминированные стереотипы поведения. И поэтому я назвал это интеллектом "нулевого уровня", как некий базис, просто в знак уважения.

Это - не интеллект.

Но - базис для интеллекта.

Интеллект "нулевого уровня".
[Ответ][Цитата]
Vpolevoj
Сообщений: 1408
На: Нулевой уровень - интеллект таракана
Добавлено: 04 июл 13 23:00
Цитата:
Автор: Vpolevoj
Я вижу свою задачу не в проектировании интеллекта таракана, а - в отработке методики.
Цитата:
Автор: Toxygen
Ну вот допустим я написал некий алгоритм, реализующий поведение таракана. По каким критериям вы собираетесь судить наличие в этом алгоритме "интеллектуального поведения"?

Ни по каким.

Я вовсе не считаю поведение таракана интеллектуальным. Наоборот, я считаю, что у таракана интеллекта нет, совсем нет.

Но вот его информационная система, я так считаю, устроена точно так же как и у лягушки, как и у обезьяны, как и у человека. Понимаете: ОДИНАКОВО.

И этим нам не грех было бы воспользоваться.

Что я и хочу сделать.
[Ответ][Цитата]
 Стр.1 (9): [1]  2  3  4  5  ...  9След. > >>