GotAI.NET
Форум: Проблемы искусственного интеллекта
Регистрация
|
Вход
Все темы
|
Новая тема
Стр.7 (17)
<<
< Пред.
|
След. >
>>
Поиск:
Автор
Тема: На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Андрей
Сообщений: 3943
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
+1
Добавлено: 02 ноя 14 2:22
Изменено: 02 ноя 14 14:00, автор изменений:
гоcть
Интеллект от рефлекторной системы отличается только тем, что интеллект
создаёт
дополнительные недостающие рефлексы. В противовес изначально заложенным и неизменяемым врождённым рефлексам. Таким образом, полностью противопоставлять рефлекторную и интеллектуальную систему в корне неверно. Кроме этого, метод, которым интеллект создаёт новые рефлексы - неизменяем, врождён и рефлекторен. Интеллект - это всего-лишь структурное развитие рефлекторной системы - рефлекторное создание новых рефлексов.
[
Ответ
][
Цитата
]
mserg
Сообщений: 258
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 02 ноя 14 4:52
Изменено: 19 ноя 14 16:41, автор изменений:
гоcть
Цитата:
Автор: Калитеран
Интересно! Ещё бы…
Будите первым кто здесь выдаст хоть что то предметно-практическое, ато от блаблабла уже утомились все.
Только будьте добры, поподробнее разъяснить предпосылки модели, а не только формальное(сухое) описание результата(аксиомы, теоремы…), часто математика грешит этим и приходится чтоб ясно понять основу некоторых выводов, искать множество сторонних взглядов и изучать отдельно историю и мотивации создания той или иной концепции.
Ну и само собой, желательно с примером(ами).
Есть такая книжка «Системы искусственного интеллекта», автор – Лорьер.
В одной из глав описывается исследование, посвященное тому, как человек играет в шахматы. Соглашусь, что описанная модель игры в шахматы человеком, весьма близка к реальности.
Кроме этого, меня не покидает мысль, что управление компаниями происходит примерно по той же модели. Буду излагать с акцентом на математику и с параллелями в бизнесе; чтение оригинала будет весьма полезно. Начнем с планов.
В любом бизнесе существует два рода деятельности:
текущая и проектная
.
Текущая
деятельность ориентируется на систему показателей/индикаторов: прибыль до уплаты налогов, объем производимой продукции на 1 сотрудника, норма расходов на управление, и т.д. Текущее управление ориентируется на нормативы этих показателей, либо старается их максимизировать (или минимизировать, в зависимости от типа показателя). Чтобы можно было сравнивать компании, все показатели должны быть увязаны в единый «индекс». Для примера, наверное, знаете индексы кредитной надежности, которые выставляют рейтинговые агентства компаниям. Одна компания – одно число.
Аналогично, в шахматах играющий имеет свои показатели, которыми он описывает текущую позицию: баланс стоимости фигур, контроль центра, давление и т.д. Когда шахматиста спрашивали, как он играет (были еще эксперименты с запоминанием шахматных позиций), то он описывал текущую ситуацию этими показателям.
Имеющий навыки специалист может перевести данные показатели в математический вид. Например, стоимость ферзя 5, ладьи 3, слон и конь 2, пешка 1. Показатель «стоимость фигур» есть взвешенная сумма своих фигур. Баланс стоимостей есть разница между стоимостью своих фигур и фигур противника.
Показатель «Контроль центра» может означать, что центральная часть шахматной доски находится под ударом множества фигур. Сумма ударной мощи всех фигур с весами, обратными стоимости фигур, можно назвать «Контролем центра». Считается, что пешка имеет большую ударную мощь по клетке, чем, скажем конь, т.к. в случае потенциального размена пешка «дешевле». И т.д.
Проектная
деятельность связана с постановками целей и их достижением. Назначение проекта – изменение бизнеса таким образом, что существенно изменить в лучшую сторону показатели компании.
В шахматах для цели может быть, например, изменение баланса стоимостей фигур. Или общего показателя оценки позиции. Достичь этого можно, например, взяв/срубив безнаказанно фигуру противника, или совершив неравноценный размен. Поэтому «проектная деятельность» в шахматах начинается с того, что просматривается, что можно срубить за небольшое число ходов, не «обращая внимания» на возможные ходы противника и положение его прочих фигур. Таким образом, получается список возможных целей.
Теперь нужно попытаться реализовать цели. Т.к. они были поставлены с не учетом некоторых шахматных правил, то требуется план, в котором правила будут учитываться. В условиях противодействия противника правильнее говорить не о плане, а о дереве планов.
Допустим, цель состоит в том, чтобы разменять коня на ладью за два своих полу-хода. (последовательность полу-ходов коня есть начальный план). Предположим, что ладья в текущей позиции не может отойти (она заперта). Предположим также, что промежуточное поле, куда должен стать конь перед взятием ладьи, находится под ударом вражеского слона. Этот слон мешает начальному плану, т.к. он возьмет нашего коня.
Т.е. начальная цель порождает подцель, связанную с вражеским слоном. Его, потенциально, можно взять (срубить), отогнать (пешкой) или закрыть от удара клетку, куда собирается встать наш конь. Начальная цель порождает подцели, а их достижение порождает поддеревья планов.
Как утверждает Лорьер (и я с ним солидарен), человек просматривает не дерево ходов, а дерево планов. Лучше обратиться к первоисточнику и посмотреть пример с 23-мя полу-ходами (полу-ход – это ход или белой фигуры, или черной; ход – это два полу-хода). Перебор вариантов на такую глубину вряд ли возможен даже для современных компьютеров.
Смотрим, что имеем с точки зрения математики. Цели порождаются в ситуации не учета ходов противника и не учета фигур (например, ладья может ходить сквозь другие фигуры). Это значит, что цель появляется при решении упрощенной математической задачи. Дело в том, что правила игры в шахматы связаны с математическими ограничениями; не учет ходов противника и не учет «препятствий» при движении своих фигур – это есть игнорирование части математических ограничений. Таким образом, с точки зрения математики:
Цель – решение релаксационной математической задачи оптимизации, в которой часть ограничений отброшены.
План – это путь достижения цели с восстановлением учета отброшенных ранее ограничений (в шахматах это дерево, не совсем «путь»).
И конкюжен: таким образом (автоматическое) целеполагание и планирование – это всего лишь разновидность алгоритма поиска.
[
Ответ
][
Цитата
]
Валентин
Сообщений: 4536
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 03 ноя 14 0:54
Изменено: 05 ноя 14 17:26, автор изменений:
гоcть
"модели знаний",- вопрос только в их точности и предсказательной способности,- здесь практика критерий истины!
[
Ответ
][
Цитата
]
mserg
Сообщений: 258
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
+1
Добавлено: 03 ноя 14 8:06
Изменено: 19 ноя 14 16:53, автор изменений:
гоcть
Продолжение, начало см. на предыдущей странице.
Было показано на примере шахмат, что порождение целей и планов их достижения, по сути, всего лишь один из возможных способов поиска.
Теперь можно сделать следующий шаг в размышлениях. Требуется подобрать КРИТЕРИЙ в задаче поиска алгоритма (функции) игры в шахматы. Для этого поиска нужна база сыгранных партий. Например:
http://www.kaggle.com/c/finding-elo/data
В общем случае, чтобы имел место ПОИСК, необходимо пространство и критерий (что собственно ищем то?). Критерий позволяет сравнить элемента пространства поиска и находить наиболее подходящий. Для нашего случая критерий есть некоторая оценка качества алгоритма (функции) игры в шахматы.
В качестве искомой можно выбрать функцию оценки полу-хода. На входе – текущая позиция и полу-ход (движение фигуры/фигур). На выходе – значение от 0 до 1.Можно значение такой функции условно обозначить как вероятность выиграть. Тогда пользование искомой функции для игры в шахматы будет состоять просто в выборе хода с максимальным значением функции (максимальной «вероятностью» выиграть).
К слову, можно работать с диапазоном значений действительных чисел, а для приведения к диапазону [0..1] использовать
логистическую функцию
.
Качество алгоритма можно оценить суммой по всем полу-ходам по всем партия базы сыгранных партий. Если полу-ход делал проигравший в партии, то функция для такого полу-хода должна близиться к нулю. Если полу-ход делал выигравший в партии, то функция должна близиться к единице. В случае ничьей – функция должна близиться к 0.5. «Близость» функции и значения полу-хода может быть, скажем, квадратичной. Если не использовать партии, сыгранные вничью, можно просто минимизировать/максимизировать значения функции. Но не суть.
Можно уточнить целевую функцию, пронормировав члены суммы по количеству ходов в партии (чтобы все партии вносили равный вклад), или же взвесив по рейтингу игроков (они есть в ссылке на базу сыгранных партий).
Раз сформулирован критерий качества игры в шахматы, может быть осуществлен поиск в пространстве алгоритмов (функций). Одна из проблем прямой минимизации функции, описанной ранее, это -
переобучение
. Поэтому в действительности в Data Mining решается другая задача. Можно ее сформулировать так:
найти такую функцию f, которая достигает минимумов на множествах тестовых примеров,
являясь минимумами на множествах обучающих примеров.
Конкретно для случая шахмат, тестовыми примерами могут быть не только партии из базы, но и игра с противниками.
Подобная постановка задачи позволяет добиться ОБУЧАЕМОСТИ. База сыгранных партий может быть расширена за счет проигранных партий, если начать пользоваться построенным алгоритмом.
Расширение обучающих примеров может быть достигнуто за счет того, что алгоритм будет играть сам против себя, если ходы несколько будут рандомизированы: если рандомизированный алгоритм выигрывает у не рандомизированного, то партия вносится в базу.
Были ранее разговоры, что «рандом не настоящий». Ну, не так все однозначно…
Однако ж маловероятно, найденный алгоритм (функция f) будет иметь в себе постановку целей, планы, и т.д. Что нужно добавить к постановке задачи, чтобы это появилось в функции f, - в следующем посте.
[
Ответ
][
Цитата
]
mserg
Сообщений: 258
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 03 ноя 14 16:06
Изменено: 19 ноя 14 16:56, автор изменений:
гоcть
Окончание – см. предыдущую страницу.
Осталось выяснить вопрос, что за ограничение нужно наложить в задаче поиска алгоритма (функции), чтобы в «точке» оптимума оптимальный алгоритм (на множестве данных) включал в себя порождение целей и планирование.
Ответ следует из того, что интеллекту присуща ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Т.е.
более интеллектуальным, при прочих равных, будет тот алгоритм, который потреблять меньше РЕСУРСОВ.
Для игры в шахматы (как, впрочем, и при ведении бизнеса) можно предположить, что порождение целей и планирование – это эффективно. Для этого есть соответствующая фактура. Ресурсы в случае шахмат в первую очередь – это утилизация процессора. Для упрощения можно положить, что ресурс потребляется шагами/операциями алгоритма.
Значит, если ограничиться поиск алгоритмами, которые затрачивают, скажем, не более 10000 шагов/операций на полу-ход, то весьма вероятно, что оптимальный алгоритм будет включать в себя целеполагание и планирование. Конечно, жесткое ограничение ресурсов необязательно – потребление ресурсов может быть каким-либо образом включено в критерий поиска алгоритма (функции).
К сожалению, гость с точкой стер начальный пост, с которого все начиналось (там были нематериальное обоснование ИИ). Поэтому, по памяти. Я обещал показать, что математически задачу можно поставить так, что результатом будет получен алгоритм, обладающий определенными свойствами. Ниже, по памяти эти свойства и краткое пояснение, как их достичь.
* Целеполагание и планирование – ограничить ресурсы, «потребляемые» алгоритмом
* Обучаемость – поиск ведется в пространстве функций на примерах; добавление примеров может приводить к смене оптимума (оптимального алгоритма).
* Эффективное представление знаний – ограничение ресурсов или их минимизация, достигаемая включение в критерий поиска функции.
На этом все.
[
Ответ
][
Цитата
]
Yandersen
Сообщений: 351
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 03 ноя 14 16:12
Изменено: 05 ноя 14 17:30, автор изменений:
гоcть
Простейший ИИ - с этого надо начинать.
[
Ответ
][
Цитата
]
Вольфрамовый клaпaн
Сообщений: 13073
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 03 ноя 14 17:53
Изменено: 05 ноя 14 17:31, автор изменений:
гоcть
Тут ведь вопрос не феноменологический, а инженерный - как усложение воспроизвести на машине Тьюринга.
[
Ответ
][
Цитата
]
Калитеран
Сообщений: 585
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
+1
Добавлено: 04 ноя 14 0:48
Изменено: 19 ноя 14 16:58, автор изменений:
гоcть
процитирую самого себя
[
Ответ
][
Цитата
]
Валентин
Сообщений: 4536
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 04 ноя 14 7:25
Цитата:
Автор: covax Однозначно зря. Это из серии "британские ученые представили свою новую разработку – прототип компьютера, который копирует
способ хранения и управления
информацией в человеческом мозгу, а именно –
в отделе кратковременной памяти
" Особенно настораживает "ОТДЕЛ кратковременной памяти". Это где?
- Вообще-то, в мозге порядка семи слоёв. Если, как я полагаю в своей древовидной нейронной теории, прорастание деревьев знаний (моделей) в первых слоях при разовых воздействиях ассоциировать с кратковременной памятью, а прорастание в последующие слои при последующих воздействиях ассоциировать с долговременной памятью, то в этом м.б. и есть смысл.
[
Ответ
][
Цитата
]
covax
Сообщений: 1609
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
+1
Добавлено: 04 ноя 14 7:49
Изменено: 05 ноя 14 17:36, автор изменений:
гоcть
Прав тот, кто погрузился в реализацию (не встретив серьёзных препятствий), пусть даже в долгосрочной перспективе, его реализация не будет успешной.
Реализация - критерий качества вашей теории. Начните реализацию и увидите, как ваши "песочные замки" начнут рушиться.
[
Ответ
][
Цитата
]
covax
Сообщений: 1609
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 04 ноя 14 8:01
Цитата:
Автор: Валентин
- Вообще-то, в мозге порядка семи слоёв.
Не в каждом мозге столько слоёв. В некоторых мозгах слоёв вообще нет.
Цитата:
Автор: Валентин
Если, как я полагаю в своей древовидной нейронной теории, прорастание деревьев знаний (моделей) в первых слоях при разовых воздействиях ассоциировать с кратковременной памятью, а прорастание в последующие слои при последующих воздействиях ассоциировать с долговременной памятью, то в этом м.б. и есть смысл.
Прорастание дендритов (спрутинг) и нейрогенез - это, как раз, долговременная память.
Кратковременная память - это аккомодация мембраны под поток спайков. В локализации активного нейрона образуются градиенты в которых, в последующем, происходит спрутинг от других нейронов. К слоистости это не имеет никакого отношения. Локализовать этот механизм в конкретном ОТДЕЛЕ (как предлагают британские учёные) невозможно. Вычленить этот механизм не воссоздавая адаптивную нейроструктуру, невозможно.
[
Ответ
][
Цитата
]
rrr3
Сообщений: 11857
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 04 ноя 14 22:17
Изменено: 19 ноя 14 17:29, автор изменений:
гоcть
Цитата:
Автор: Yandersen
...Чем больше разных вариантов интерпретации сенсорного потока произвести, тем больше вероятность, что в каком-то из представлений информации данные приобретут стабильно прослеживаемую закономерность.
...
Может, у кого есть идеи практической реализации системы анализа информации и накопления опыта попроще и менее требовательные к объёмам памяти?..
Типичный ИИ подход не имеющий ничего общего с СИИ. В СИИ нет такой "проблемы", она вообще там не стоит.
(Но так как в терминологии нет пока устоявшегося состояния, то отмечу, что в моем понимании, ИИ - это прежде всего готовые системы алгоритмов, СИИ кроме этих алгоритмов включают в себя еще некую систему рождения этих алгоритмов (при этом нет прямой связи СИИ с "подобием человеку" по внешним проявлениям). В свою очередь видно, что СИИ тоже есть замазанное сочетание, как этой системы (пусть пока будет "ядро") рождающей алгоритмы, так и самих алгоритмов, т.к. они или их части включаются в процесс "рождения/реструктуризациии". Но чтобы не заморачиваться каждый раз с пояснениями, под СИИ при сравнении с ИИ, подразумеваю прежде всего саму систему "рождения" алгоритмов.)
Вспомним байки про двух котят, один из которых рос в окружении, в основном, вертикальных "объектов", а другой, горизонтальных. В итоге, один в полноценной среде "спотыкался" ("не видел") о горизонтальные объекты, а другой, о вертикальные. Можно вспомнить еще про индейцев, которые не видели корабли на горизонте, в то время как на них указывал, видящий их, Колумб. Понятно, дело в данном случае не в близорукости индейцев.
А дело в том, что видим мы не глазами, а мозгом. Вот так, как бы странно это не звучало. Вы же рассматриваете вариант систем, которые видят именно "глазами". "На самом деле" мозг ничего не запоминает из внешней для него среды! Он
запоминает состав и связи своих элементов
.... и все! В мозге не происходит ни усложнения, ни упрощения, ни накопления чего-то извне в какую-то память, которая переполняется. Сам мозг, его структура и есть память, и объем ее зависит от количества, разнообразия его элементов и связей, общий "объем" которых" в большинстве случаев может быть конст, без ущерба для его потенциала. А суть его "работы" состоит не в накоплении чего-то извне, а в структуризации существующей структуры под влиянием внешней среды (как бы тавтологично это ни звучало). Конечно, это не просто понять, но можно...
Что-то подобное я уже объяснял Kek_у, по поводу переполнения его системы при поиске новизны.
Конечно, при программировании подобной системы на традиционном компе Вы будете иметь отдельную память, процессор(ы) и т.п., но это не помешает создать систему подобную нейросетке не содержащей отдельный переполняемый сток памяти для картинок из "сетчатки" и не содержащей единый "супер умный" процессор для всех "нейронов"
.
(Истин никогда не глаголю, всегда только свое мнение!!!
)
[
Ответ
][
Цитата
]
гость
78.25.120.*
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 05 ноя 14 3:59
cущность интеллекта - это во всем видеть смысл и все обращать себе на пользу или в русло своих интересов..
[
Ответ
][
Цитата
]
гость
78.25.120.*
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 05 ноя 14 4:11
кстати, следует понять позицию автора-топикстартера как метапозицию - сущность интеллекта в поиске факторов интеллектуальной организации, бишь самоудостоверенения..
в этом смысле это более основательная позиция, чем позиция того же яндерсена - цель, целедостижение, целесообразность это лишь один из факторов системообразования, функциональные системы (образующиеся под радикалом цели) это лишь одна ипостась
общей ориганизации 'интеллекта'.. интеллект это и гессова игра в бирюльки 'семантизированных фантиков' (победа в игре может быть убогой целью)..
[
Ответ
][
Цитата
]
rrr3
Сообщений: 11857
На: Сущность интеллектуальных алгоритмов
Добавлено: 05 ноя 14 4:41
Изменено: 05 ноя 14 4:56
Цитата:
Автор: Yandersen
...поверить. Вы что, не способны вспомнить былое? Если мозг не растёт в размерах по мере обучения, это не значит, что новые знания не запоминаются. Просто память утилизируется иначе: новые знания сначала заменяют продублированные старые, а потом заменяют неиспользуемые, когда ресурсы кончаются (или просто незапоминаются), поэтому надёжность воспоминаний падает и эффекты от повреждений наносят больший урон с возрастом. В компьютерной реализации работа с памятью обстоит иначе. Поэтому и свойства и подход к реализации ИИ будут отличаться от естественного интеллекта. Я не сторонник идеи о том, что ИИ=ЕИ и к этому нужно стремиться.
....
Я же говорил, подумать не забудьте. А Вы сразу на кнопки давить.... В мозгах нет знаний. Там есть нейроны и их связи... (и бегающие по всему этому "сигналы" на все это влияющие) представляющие собой и память и систему распознавания, систему реструктуризации (читай запоминания) в зависимости от поступающих извне отдельных(!), разделенных сигналов от сенсоров, и т.п. и т.д., одновременно. Там нет отдельных блоков памяти на подобии жесткого диска в отдельном "сейфе". И "ресурсы" у него не кончаются, как у диска. Какие заложены изначально природой (конструктором), примерно такие же и сохраняются на всю "жизнь". А вот потенциал реструктуризации (читай запоминания, распознавания) может уменьшаться, но это уже другая история, не имеющая прямого отношения к размеру "жесткого диска", потому как "запись" в данном случае, это не запись чего то готового ("фотографии" сетчатки, например) на новое и новое пустое место, все новых и новых "картинок", а повторяю сруктуризация (формирование "картинок" в виде взаимосвязанных "нейронов") уже существующего (изначально вероятно, хаотичного).
(Истин как всегда не глаголю, всегда только свое мнение)
Для наглядности можно представить детский конструктор типа Лего. Когда Вы, например, собираете из него (изначально наваленных вразнобой деталек) машинку, то там нет никакой машинки. В совокупности после Ваших действий, эта горка из деталек становится машинкой для Вас, хотя там одни "нужным образом" соединенные детальки.
[
Ответ
][
Цитата
]
Стр.7 (17)
:
1
...
3
4
5
6
[7]
8
9
10
11
...
17
<<
< Пред.
|
След. >
>>
Главная
|
Материалы
|
Справочник
|
Гостевая книга
|
Форум
|
Ссылки
|
О сайте
Вопросы и замечания направляйте нам по
Copyright © 2001-2022, www.gotai.net