А.>
есть одна реальная химера (у нас здесь) - догматическое сверхупрощение (ближайшее производное - нетерпимость). Сверхусложнение как бы самоограничивается естественым образом, а сверхупрощение самоудостоверяется и самоподдерживается.
сознание с рефлексологической т.зр. это суммация центральных звеньев многих сложных и осложненных рефлексов, некое образование, которое тем самым не определяется никакими стимулами и реакциями в отдельности, никакими SR из порождающего сознание множества, сознание как механизм свободной перекоммутации SхR и построения серий RiRj (в извеcтных пределах), приобретая известную самоценность. Сознание строит собственные правила действий, чем отличается от рефлекса. Правила могут иметь более сложную механику запуска чем рефлекс.
разумеется, сознание зависит от прогноза будущего и от памяти - только соотв. вклады в информационный синтез сознания идут из многих источников, со многих уровней (субсимволических и символических, из многих контекстуализированных систем памяти), - так что об 'автоматической' детерминации говорить никак не приходится - сознание это механизм свободы в том смысле (нейрофизиологическом), что синтез осуществляется на многих проходах, на циклах повторного входа, на задержке непосредственых реакций - когда подключение все новых контекстов меняет рецепты, оценки действия, что мы воспринимаем как размышление над своим поведением (хотя можем действовать бездумно).
система автоматов (рефлексоподобных процессов) не есть автомат в общем случае - когда автоматы строят единый объект (организуют движение) асинхронно, чувствительно к контексту (каждый к своему), то итог оказывается столь разнообразным, что его трудно апроксимировать автоматом. Догматически можно продолжать утверждать, что 'а на самом деле, а в конечной реальности' все суть автоматно - но это очевидным образом брать на себя слишком сильные онтологические обязательства.
есть некая сложная (неопределенная, неизвестная, непонятная, переменная) реальность, которую мы апроксимируем понятиями непрерывного/дискретного, детерминированного/недетерминированного, автоматного/неавтоматного (есть же хотя бы
неавтоматные грамматики!) - проявлять грубый догматизм можно только в силу некоей ограниченности рефлексии.
понятие свободы имеет ПОЗИТИВНОЕ содержание - разговор о свободе это разговор о тех переменных и связях, по которым зависимость ослаблена, свобода, разумеется всегда относительна.
точно так же позитивное содержание есть и у терминов, которые вы догматически дисквалифицируете - у неалгоритмичности, несуществования, невозможности, самоорганизации, самообучения, непрерывности, спонтанности (беспричинности) и проч. -
это понятийные инструменты, лишать себя их, в общем-то, как слишком решительно самотравмироваться - отсекая помимо крайней плоти всю подвеску..