2 г109
Тут проблема понимания... Картинки, абзацы, цветность — все это, безусловно, приветствуется. Но главное — вдумчивый читатель. Если таковой отсутствует, никакая лепнина на поможет Smile
В качестве обмена опытом и пользуясь случаем, расскажу эволюцию оформления ИТ:
1) Вначале был непрерывный непроходимый текст, который мало кто понимал.
2) В результате я был принужден ввести пункт «8. Резюме», что сослужило медвежью услугу: ничего кроме как резюме ленивые пользователи читать не хотели.
3) Первые два типа файла представляли собой текстовые документы с псевдографикой (что было очень компактно и мне проще — ничего никуда не «съезжало», не требовало никаких специальных редакторов), начиная с версии 3.0 все радикально поменялось в сторону комфорта пользователя:
- как можно более краткая по объему (всего-то 174 стр.) логическая структура вида «множество резюме, оформленных в виде отдельных глав -> их расширения», вот почему главы 1..6 небольшие по объему, по сравнению с гигантской 7-й главой. При такой структуре достигается как понимание сути малыми затратами, так и — при желании чтения расширений — необходимая строгость изложения;
- обязательно д.б. конкретные примеры изложения: больше и разных. Конкретные бытовые примеры. Задача — обучать. Вспомните как Вас учили в школе. Ведь не с абстрактной алгебры же и аксиом Пеано начинали, а со счетных палочек. Вот так же д.б. и тут. Пускай это будет не строго, зато понятно. Кстати данному феномену есть объяснение: см. стр. 49 «Пример: именно так — от «сложного» к «простому» и учат математику в школе. Сначала ребенок понимает интуитивно и лишь много позже, по мере развития внутреннего мира, — «осознанно», на «элементарном» уровне аксиом и теорем. ИТ3 я тоже попытался сверстать по тому же принципу»
- собственный опыт подсказывает что за компьютером думается плохо, читать и успешно понимать системы класса ИТ возможно только в спокойных условиях с листа бумаги. Поэтому было принято решение оформить в виде оптимизированного под печать формата pdf. Заодно его — в отличие от псевдографики MS-DOS — можно смотреть в Линуксе;
- конечно, полноценные картинки, придающие красочность оформления. Читателя надо любить;
- внутренние гиперссылки, а теперь еще и букмарки.
Параллельно книге развивалась т.н. web-группировка, попросту говоря — сайт:
1) Простейшая скучная моностраница, усиленная впоследствии FAQ. Недостатком данной конструкции была незначительная посещаемость (т.к. одна страничка) и малая понукательная способность к скачиванию файла (зачем? Почитал FAQ и все «понял»). Однако тогда я этих особенностей еще не знал.
2) Когда до меня все же дошло что к чему, начались поиски оптимума. Казалось что нужна многостраничность, но она размывала внимание читателя и опять же не приводила к скачиванию. Хотя, надо признать, увеличивала посещаемость сайта.
3) В итоге появилось то, что Вы можете видеть сейчас на
http://newpoisk.narod.ru :
- оптимальное число страниц для научного ресурса лежит примерно в районе всего-то... 5 страниц! Больше все равно не смотрят: или начинают качать, или уходят;
- сайт должен представлять собой презентацию. Пустую, красивую, формирующее первое представление о предмете минимальным числом как можно более кратких страниц. По возможности надо умещать текст на одном экране: крутить они не любят;
- должна быть тщательно выверенная последовательность размещения ссылок на экране: судя по счетчику, чем первее размещена ссылка, тем больше по ней кликов. Поэтому важные страницы должны идти первыми;
- никаких аннотаций, ФАКов, своих форумов и прочей работы на публику: научному ресурсу это только вредит, т.к. вместо того чтобы потрудиться и читать книгу, пользователь начинает бесполезно бегать по всем этим материалам;
- анимация. Как Вы, вероятно, заметили, мой сайт прямо-таки утопает в gif-анимации. Это работа на подсознание. Вы уйдете со страницы, но долго еще в вашей памяти будет крутиться завораживающее движение атомной решетки, символизирующая науку прозрачная как стекло великолепная голубая спираль, ожившая картина Эшера и многое другое. А вместе с этим будет крутится и память об ИТ. Эффект особенно сильно закрепляется в бессознательной памяти, когда Вы читаете а фоне анимации текст. Но тут важно не переборщить: некрасивые и сверх меры назойливые картинки лишь отпугнут пользователя. Почему gif? Потому что наиболее простой способ ввести на сайт динамику, в отличие от того же флэша. Достаточно лишь поискать подходящие гифки в интернете, что само по себе приятно и увлекательно. И не забудьте про фавиконку - признак профессиональности.
Т.о. возникает своеобразное «разделение труда»: книга — это работа на сознание, логику, сайт — на подсознание, эмоции.