Ответ на тему
«Камень (басня)»Вдовенко, в чём отличие живого от неживого хорошо написано здесь:
Синергетика мозга. («Введение» и две первые главы). Цитата из «Введения»: Известный советский физик Я. И. Френкель различие неживой и живой природы сформулировал следующим образом:
«Нормальное состояние всякой мертвой системы есть состояние устойчивого равновесия, в то время как нормальное состояние всякой живой системы, с какой бы точки зрения она не рассматривалась (механической или химической), есть состояние неустойчивого равновесия, в поддержании которого и заключается жизнь».
Поэтому обучение — как отличие субъекта от не субъекта — ни при чём. Сама суть существования живого — упорядочение хаоса, а обучение — это просто специфическая способность биологической нейронной сети, как неравновесной системы определённого типа организации, к упорядочению хаоса в активности нейронов и фиксированию возникшего порядка. Искусственные нейронные сети эту способность имитируют на качественно упрощённом уровне, так как ни ИНС, ни камни, ни компьютеры не являются неравновесными системами.
Кратко о сути мышления:
1. Мозг — неравновесная самоорганизующаяся система, мышление — упорядочение хаоса, внимание — селективная синхронизация активности нейронов. То есть «больший порядок в меньшем» — почему, например, в фокусе внимания всё самое яркое и чёткое, и в целом конкретные образы возникают на общем «фоне» эмоционально-мотивирующего самоощущения — абстракции более высокого уровня на фоне абстракций более низкого уровня (ссылка не проходит, поэтому для подробностей ищите по набору: Синхронизация (нейробиология) Внимание — Википедия).
2. И всё это в общем контексте рекуррентной архитектуры нейронной сети мозга, которая определяет логику упорядочения — распознавание условий и выработку алгоритма действий.
3. И всё это в ещё более общем контексте развития нейронной сети как органа, то есть рост и утрата связей — с чем, в частности, связаны такие особенности биологической нейронной сети как нейрогенез, нейропластичность, синаптическая пластичность, синаптический прунинг, аксональное наведение, взаимодействие с глией и внеклеточным матриксом, процессы во сне. О том как происходит самоорганизация организма в целом написано здесь:
Как клетки понимают, что одни должны стать волосами, другие костями, третьи мозгами и т. п.? И из какого центра подается команда?***
И просто для общего развития (плюс в статье много ссылок):
Нерешаемые проблемы биологии: нельзя создать два одинаковых организма, нельзя победить рак, нельзя картировать организм на геном.