Автор: IvanVlaskin1976 я философ, а не оратор |
|
Негативная идентичность:
путинские русскиеНегативная идентичность: путинские русские
Каждому хочется принадлежать к «хорошему» сообществу, быть «плохим» никому не нравится. Это показал эксперимент с куклами, который еще в 1940-х годах провели американские психологи Кеннет и Мейми Кларк. Они показывали афроамериканским детям от трех до семи лет кукол с разным цветом кожи и предлагали выбрать плохую куклу, хорошую куклу, а также куклу, которая похожа на них. 90 % чернокожих детей считали белых кукол хорошими, а черных — плохими. От трети до половины чернокожих детей идентифицировали себя с белыми куклами. Дети постарше, которые идентифицировали себя с плохими черными куклами, очень расстраивались и иногда убегали из комнаты, где проводился эксперимент, в слезах. Эксперимент Кларков лег в основу судебного решения, отменившего в 1951 году расовую сегрегацию в американских школах.
Что происходит с человеком, который осознает себя принадлежащим к «плохой» группе? Этот процесс был описан в 1950-е годы в исследованиях психолога Эрика Эриксона и получил название кризиса идентичности. Эриксон описывал процесс взросления подростка как переход от семейной идентичности к более зрелой социальной идентичности через поиск себя и своих, обретение самостоятельности и установление горизонтальных связей со сверстниками. В ходе взросления молодые люди пытаются усвоить ценности, социальные роли и самосознание той социальной группы, которую они считают своей. Если эта группа вызывает в обществе страх, ненависть или презрение, то подросток, идентифицируя себя с такой группой, вырабатывает негативную идентичность.
Человек, идентифицирующий себя с «плохими», вырабатывает установки, позволяющие ему, тем не менее, гордиться своей группой. Первая из этих установок — полярное мышление. Мир делится на своих и чужих, сильных и слабых. Вторая установка — это социальное недоверие. Представители других групп рассматриваются как враги, им приписывается ненависть к своей группе. Третья установка — это цинизм, вера в то, что люди в целом эгоистичны, коварны, желают друг другу зла и пытаются извлечь выгоду из чужих слабостей или нажиться на чужой беде.
Взаимосвязь негативной идентичности с этими психологическими установками подтверждена опытным путем. Например, японские исследователи из университета Хиросимы измеряли идентичность подростков с помощью «теста 20 утверждений» — нужно закончить 20 предложений, начинающихся со слова «я». Ответы затем классифицируются на негативные, позитивные и нейтральные. Например, «я хорошо готовлю» или «я умный» — это позитивные утверждения, «я всех ненавижу» или «я неудачник» — негативные, а «я студент» или «я езжу на работу на автобусе» — нейтральные. Исследователи выявили, что подростки, в ответах которых преобладают негативные утверждения о себе, также демонстрируют существенно более высокий уровень полярного мышления, социального недоверия и цинизма, чем подростки с позитивной или нейтральной идентичностью.
Формула негативной идентичности: «Нас ненавидят, но боятся, потому что мы сильные. Вокруг враги, которые мечтают нас уничтожить». Негативная идентичность чаще встречается у подростков из бедных семей и иммигрантских сообществ, среди которых распространено антисоциальное поведение. Неудивительно, что таких обиженных на весь мир подростков с легкостью рекрутируют в свои ряды бандиты.
Это именно та идентичность, которую сейчас формирует путинская пропаганда. Кругом враги, а главный из них — нацистское недогосударство, управляемое марионеточным режимом, за которым стоит могущественный и коварный Запад с ненавистными народу ценностями демократии, либерализма, феминизма и сексуальной свободы. Z-идентичность — это негативная идентичность ресентимента, уязвленного самолюбия, тщательно взлелеянной обиды на тех, кто живет лучше, богаче, свободнее, чем «мы». Отсюда — агрессивное желание разрушить, уничтожить, стереть с лица земли чужой ненавистный мир.
Формула негативной идентичности: «Нас ненавидят, но боятся, потому что мы сильные. Вокруг враги, которые мечтают нас уничтожить». Обиженные на мир подростки с такой идентичностью вырастают бандитами
Что может быть страшнее такой бандитской идентичности? Только террористическая. У идентичности бандитов и террористов есть общие черты: и те и другие чувствуют себя ущемленными и стремятся отомстить за реальные или воображаемые обиды или защитить себя от реальной или мнимой угрозы. Однако между террористической и бандитской идентичностью существует принципиальное различие. Террористы верят, что преследуют благородную цель, верят в свое моральное превосходство над окружающими и в справедливость любых действий, направленных на защиту своих ценностей. Бандиты, наоборот, убеждены, что любые «высшие цели» — не что иное, как разводка для дураков, а на самом деле все люди преследуют лишь собственную выгоду. То есть в отличие от бандитов террористы обладают позитивной идентичностью. Еще в 1950-е годы Эриксон писал об опасной комбинации обиды, враждебности к окружающим и веры в собственную праведность, которая способна привести подростка в террористическую организацию. Позитивная идентичность, которую предлагает террористическая идеология, дает человеку нечто большее, чем просто принадлежность к группе. Она придает его действиям смысл, будь то религиозное спасение, как у исламистов, или построение царства божия на земле, как у коммунистов. К счастью, никакой положительной цели у Z-пропаганды пока нет.
Каждому хочется принадлежать к «хорошему» сообществу, быть «плохим» никому не нравится. Это показал эксперимент с куклами, который еще в 1940-х годах провели американские психологи Кеннет и Мейми Кларк. Они показывали афроамериканским детям от трех до семи лет кукол с разным цветом кожи и предлагали выбрать плохую куклу, хорошую куклу, а также куклу, которая похожа на них. 90 % чернокожих детей считали белых кукол хорошими, а черных — плохими. От трети до половины чернокожих детей идентифицировали себя с белыми куклами. Дети постарше, которые идентифицировали себя с плохими черными куклами, очень расстраивались и иногда убегали из комнаты, где проводился эксперимент, в слезах. Эксперимент Кларков лег в основу судебного решения, отменившего в 1951 году расовую сегрегацию в американских школах.
Что происходит с человеком, который осознает себя принадлежащим к «плохой» группе? Этот процесс был описан в 1950-е годы в исследованиях психолога Эрика Эриксона и получил название кризиса идентичности. Эриксон описывал процесс взросления подростка как переход от семейной идентичности к более зрелой социальной идентичности через поиск себя и своих, обретение самостоятельности и установление горизонтальных связей со сверстниками. В ходе взросления молодые люди пытаются усвоить ценности, социальные роли и самосознание той социальной группы, которую они считают своей. Если эта группа вызывает в обществе страх, ненависть или презрение, то подросток, идентифицируя себя с такой группой, вырабатывает негативную идентичность.
Человек, идентифицирующий себя с «плохими», вырабатывает установки, позволяющие ему, тем не менее, гордиться своей группой. Первая из этих установок — полярное мышление. Мир делится на своих и чужих, сильных и слабых. Вторая установка — это социальное недоверие. Представители других групп рассматриваются как враги, им приписывается ненависть к своей группе. Третья установка — это цинизм, вера в то, что люди в целом эгоистичны, коварны, желают друг другу зла и пытаются извлечь выгоду из чужих слабостей или нажиться на чужой беде.
Взаимосвязь негативной идентичности с этими психологическими установками подтверждена опытным путем. Например, японские исследователи из университета Хиросимы измеряли идентичность подростков с помощью «теста 20 утверждений» — нужно закончить 20 предложений, начинающихся со слова «я». Ответы затем классифицируются на негативные, позитивные и нейтральные. Например, «я хорошо готовлю» или «я умный» — это позитивные утверждения, «я всех ненавижу» или «я неудачник» — негативные, а «я студент» или «я езжу на работу на автобусе» — нейтральные. Исследователи выявили, что подростки, в ответах которых преобладают негативные утверждения о себе, также демонстрируют существенно более высокий уровень полярного мышления, социального недоверия и цинизма, чем подростки с позитивной или нейтральной идентичностью.
Формула негативной идентичности: «Нас ненавидят, но боятся, потому что мы сильные. Вокруг враги, которые мечтают нас уничтожить». Негативная идентичность чаще встречается у подростков из бедных семей и иммигрантских сообществ, среди которых распространено антисоциальное поведение. Неудивительно, что таких обиженных на весь мир подростков с легкостью рекрутируют в свои ряды бандиты.
Это именно та идентичность, которую сейчас формирует путинская пропаганда. Кругом враги, а главный из них — нацистское недогосударство, управляемое марионеточным режимом, за которым стоит могущественный и коварный Запад с ненавистными народу ценностями демократии, либерализма, феминизма и сексуальной свободы. Z-идентичность — это негативная идентичность ресентимента, уязвленного самолюбия, тщательно взлелеянной обиды на тех, кто живет лучше, богаче, свободнее, чем «мы». Отсюда — агрессивное желание разрушить, уничтожить, стереть с лица земли чужой ненавистный мир.
Формула негативной идентичности: «Нас ненавидят, но боятся, потому что мы сильные. Вокруг враги, которые мечтают нас уничтожить». Обиженные на мир подростки с такой идентичностью вырастают бандитами
Что может быть страшнее такой бандитской идентичности? Только террористическая. У идентичности бандитов и террористов есть общие черты: и те и другие чувствуют себя ущемленными и стремятся отомстить за реальные или воображаемые обиды или защитить себя от реальной или мнимой угрозы. Однако между террористической и бандитской идентичностью существует принципиальное различие. Террористы верят, что преследуют благородную цель, верят в свое моральное превосходство над окружающими и в справедливость любых действий, направленных на защиту своих ценностей. Бандиты, наоборот, убеждены, что любые «высшие цели» — не что иное, как разводка для дураков, а на самом деле все люди преследуют лишь собственную выгоду. То есть в отличие от бандитов террористы обладают позитивной идентичностью. Еще в 1950-е годы Эриксон писал об опасной комбинации обиды, враждебности к окружающим и веры в собственную праведность, которая способна привести подростка в террористическую организацию. Позитивная идентичность, которую предлагает террористическая идеология, дает человеку нечто большее, чем просто принадлежность к группе. Она придает его действиям смысл, будь то религиозное спасение, как у исламистов, или построение царства божия на земле, как у коммунистов. К счастью, никакой положительной цели у Z-пропаганды пока нет.