Автор: Андрей По моему скромному мнению, из факта способности человека к рефлексии нужно сделать два вывода: 1. Интеллект воспринимает самого себя как некий внешний интеллект. Просто его наполнение доступно в чрезвычайно детальном представлении. 2. Интеллект воспринимает всё вокруг как нечто обладающее интеллектом. Можно даже усилить - индивидуальный интеллект существует как таковой, только если он наполнен представлениями о том, чем наполнены окружающие его интеллекты. Как-то так.
Отсюда, рефлексию не надо делать "добавкой" к общей архитектуре (какой?). Способность к рефлексии нужно класть в самую основу архитектуры. |
|
Автор: Luarvik_Luarvik Уже заложена: в системах естественного происхождения функция рефлексии реализована аппаратно на базовых сенсорных уровнях. |
|
Автор: rrr3 И не только на сенсорных. В примитивном виде "обратная связь" (в том числе и возможность циклов и разветвленность связей внутри системы) - и есть самый самый простой вариант закладывания механизмов рефлексии. |
|
Автор: Luarvik_Luarvik "Рефлексию" и "обратную связь" без потери точности можно считать эквивалентными понятиями. |
|
Автор: Luarvik_Luarvik Без рефлексии никакой, даже простейший ИИ невозможен. |
|
Во-первых, у
Андрея очень, на мой взгляд, здравая мысль.
И по первому пункту и по второму.
То есть, интеллект и воспринимает себя (при рефлексии) как внешний посторонний для него интеллект (он как бы смотрит на себя самого со стороны - а это умение очень дорогого стоит!), и весь окружающий мир рассматривает как обладающий интеллектом, а точнее - как результат деятельности другого субъекта/субъектов - как СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР. Всё правда.
Вот только эти свойства присущи не любому интеллекту, а лишь человеческому (который на нашем языке называется Сильным ИИ), и появляются они при добавлении к двум уже имеющимся этажам психики третьего - Сверхсознания, которое собственно и создает эти свойства. У всех других Интеллектов ни рефлексии, ни восприятия окружающего мира как субъективного НЕТ.
И следовательно, закладывать способность к рефлексии в качестве базовой способности нет необходимости. Рефлексия должна возникнуть потом и сама, как следствие, а не как основное базовое свойство. Наоборот, по факту появления рефлексии можно будет понять какого уровня ИИ мы сделали, достиг ли он уровня Сильного ИИ, или еще нет.
А во-вторых, внутренние сенсоры и обратные связи (например, в процессе мышления) и пр. РЕФЛЕКСИЕЙ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Рефлексия - это не внутренние самоощущения, которые есть, я так думаю, уже даже у простейших, а - способность Разума выйти из себя и посмотреть на себя самого как бы со стороны. То есть, МЕТАвосприятие. Не восприятие через имеющиеся органы чувств (пусть даже внутренние), а - иллюзорное, реконструированное восприятие, через опыт и воображение. Ведь на самом деле мы не смотрим на себя со стороны - поскольку это невозможно, мы КАК БЫ смотрим на себя со стороны - представляем сами себе КАК МЫ МОГЛИ БЫ СМОТРЕТЬСЯ, ЕСЛИ БЫ БЫЛ СТОРОННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ.
Вот это и есть - рефлексия.
Видеть и оценивать себя с позиции возможного стороннего наблюдателя, при этом одновременно являясь этим сторонним наблюдателем, и самому же себе выставляя оценки с точки зрения этого стороннего наблюдателя. При рефлексии происходит этакое раздвоение (и даже растроение) личности.
Вот что такое рефлексия.
И понятно становится, почему мы начинаем весь окружающий мир воспринимать как субъективный.
Если мы можем выносить свою личность наружу (для того чтобы посмотреть на себя со стороны), то любой объект окружающего мира мы можем рассматривать как сделанный, поставленный, брошенный, положенный и т.д. какой-нибудь личностью (например, нашей же - виртуальной). То есть мы с легкостью допускаем существование таких виртуальных личностей, и возможность их нахождения где угодно - в камне, в дереве, в воде, в воздухе, в огне, в печи, в трубе и т.д и т.п. И запнувшись за камень, мы тут же представляем себе целую цепочку персонифицированных субъективно-личностных целенаправленных действий, которые и привели в конечном счете к тому, что этот камень оказался у нас под ногами. Не спроста! А - целенаправленно и субъективно.
Поэтому первично не то, что - рефлексия, а - умение (способность) выносить свою личность во вне. А из этого уже получается и рефлексия (взгляд на себя со стороны) и субъективное восприятие мира (как наполненный множеством виртуальных личностей), и всё остальное прочее.