GotAI.NET

Форум: Проблемы искусственного интеллекта

 

Регистрация | Вход

 Все темы | Новая тема Стр.12 (27)<< < Пред. | След. > >>   Поиск:  
 Автор Тема: На: Рефлекс
kondrat
Сообщений: 4026
На: Рефлекс
Добавлено: 11 июн 14 12:09
УВАГА! Далее следуют очень образные рассуждения на очень абстрактные темы. Людям с чувствительной психикой, без воображения, желающим, чтобы им все разжевали, не смотря на формат форумного общения, рекомендуется прекратить чтение и выключить компьютер.
Для информации: 15 мин. любования собственным величием и непогрешимостью снимают стресс и нормализуют кровообращение.
Для остальных
СКАЗКА О ТОМ, ОТКУДА РАСТУТ НОЖКИ У БАТАРЕЕК
[Ответ][Цитата]
kondrat
Сообщений: 4026
На: Рефлекс
Добавлено: 11 июн 14 21:44
Изменено: 11 июн 14 22:07
Жил был добрый-предобрый мир, полный мягкой энергии, в котором в сходных условиях формировались почти одинаковые структуры под названием батарейки. Они могли консервировать энергию и в силу своей рефлекторной природы деформироваться под воздействием избыточной энергии и восстанавливаться (расти) структурно.
Те, из них, что не получали и не отдавали энергию, никого не интересовали, как всякая вещь в себе.
Чуть менее неинтересными были и те, что при переполнении просто сливали энергию по закону "сколько вливается, столько выливается".
Некоторые при переполнении достигали своего порога разрушения. О них мы вспомним позже.
Зато некоторые при избытке энергии деформировались так, что сброс энергии происходил нелинейно, после чего рефлексы пытались восстановить структуру.
Не у всех это получалось до конца в точности.
[Ответ][Цитата]
гость
78.25.122.*
На: Рефлекс
Добавлено: 12 июн 14 3:11
хорошая присказка..

про центры накопления свободной энергии и формирование каналов диссипации.

поначалу центры образуют свободные ассоциации - бишь доминантые очаги.

на доминантных очагах образуются устойчивые структуры диссипации, рефлексы, потом -
целенаправленное поведение, потом - планирование и метапланирование..
[Ответ][Цитата]
kondrat
Сообщений: 4026
На: Рефлекс
Добавлено: 12 июн 14 5:13
В следствие неполного восстановления у некоторых возникала "слабина", воздействие на которую вызывало преждевременный, до порога насыщения, сброс. Так появилась третья "нога" в схеме рефлекса.
Батарейки не могли восстанавливаться, если нарушения в структуре при разрушении были слишком большими. Зато, если оставались достаточно крупные, определяющие структуру куски, из оодной батарейки могло восстановиться несколько.
[Ответ][Цитата]
гость
78.25.122.*
На: Рефлекс
Добавлено: 12 июн 14 5:21
энергетика+репликация+аутопоэз
[Ответ][Цитата]
kondrat
Сообщений: 4026
На: Рефлекс
Добавлено: 12 июн 14 5:42
Изменено: 12 июн 14 5:44
Цитата:
Автор: гость
энергетика+репликация+аутопоэз

Только я еще не встречал всех троих вместе. Да и аутопоэз не совсем самостоятелен.
К тому же, мы еще не добрались до следующей связки - борьба и сотрудничество.
[Ответ][Цитата]
гость
78.25.122.*
На: Рефлекс
Добавлено: 12 июн 14 6:03
c чем свяжете, через что выразите аутопоэз?

поначалу, думается, коллективное и индивидуальное было сильно переплетено, аппараты
энергетики, репликации и соматики сильно варьировали от индивида к индивиду. Квазивиды
и сети гиперциклов. Воспроизводился скорее коллектив, распределение вариаций соотв.
аппаратов, инд. выборки были часто нестабильны. Изначальное единство кооперации/интеграции и антагонизма/конкуренции/дифференциации.
[Ответ][Цитата]
Андрей
Сообщений: 3943
На: Рефлекс
Добавлено: 12 июн 14 15:39
Часть III (практическая)

На основании теории, изложенной в первой и второй части нашего исследования вашим покорным рабом была написана программа искусственного интеллекта.

Работа программы состоит в циклическом выполнения 4-х процедур:
1. Автоматическое срабатывание рефлексов по мере активации соответствующих раздражителей
2. Автоматическое запоминание опыта, полученного вследствие автоматического срабатывания рефлексов
3. Автоматическое построение рефлексов на основе опыта (сознание)
4. Автоматическое забывание рефлексов

Процедура 1 работает предельно просто – при возникновении раздражителя тут же срабатывает эффектор, который прописан в памяти как такой, который устраняет этот раздражитель.
У программы «врождено» 5 незабываемых рефлексов:
1. на раздражитель «желание пойти влево» (обозначен как L) срабатывает эффектор «влево» (обозначен как 0), при этом желание идти влево прекращается (строго говоря, это некоторое упрощение, поскольку для прекращения желания идти влево должен сработать проприорецептор, реагирующий на движение влево, и он должен послужить эффектором для подавления желания идти влево, но для наших изысканий не будем пока усложнять, проприорецепторы вводить не станем и будем считать, что эффектор фишки помимо того, что перемещает фишку влево также автоматически снимает желание идти влево).
2. на раздражитель «желание пойти вправо» (обозначен как R) срабатывает эффектор «вправо» (обозначен как 1)
3. на раздражитель «желание пойти вверх» (обозначен как U) срабатывает эффектор «вверх» (обозначен как 2)
4. на раздражитель «желание пойти вниз» (обозначен как D) срабатывает эффектор «вниз» (обозначен как 3)
5. на раздражитель «желание любопытства» (обозначен как *) срабатывает эффектор (обозначен как C от curiosity), который стохастически возбуждает одно из желаний – R, L, U или D, которое, естественно, автоматически рефлекторно в свою очередь удовлетворяется. При этом удовлетворяется и любопытство, как раздражитель. Но если фишка стоит, например, у правого края поля и из любопытства хочет идти вправо, то это её желание удовлетворяется, однако она остаётся стоять на месте.

Процедура 2 работает таким образом. В каждый такт времени процедура отслеживает факт одновременной интенсификации и ослабления каких-то рецепторов. Это и есть причинно-следственные связи практического опыта. В силу простоты модели под интенсификацией понимается появление активности, а под ослаблением – исчезновение. Т.е. интенсивность носит дискретный бинарный характер.
Такая работа процедуры подразумевает, что запоминается всё подряд. Нет способа выяснить до момента запоминания чего-то, что это что-то запоминать не нужно. В более серьёзном интеллекте человека есть предварительные ограничители запоминания, например зона фовеа и внимание. Для наших целей предварительное ограничение не требуется в силу малого объёма сенсорной информации.
Ещё одним упрощением является необходимость одновременного ослабления и интенсификации запоминаемых состояний рецепторов. Человек в этом смысле гибче, он может связывать уменьшение и увеличение чего-то спустя время, например, съел чего-то - через день стало плохо, некоторые люди способны связать эти два события как прямо-обусловленные, причинно-следственные. Хотя это свойственно далеко не всем людям. Многие действуют настолько же тупо как и наша фишка – связывают причины и следствия только при их непосредственной близости во времени.

Процедура 3 обобщает в себе всё то, что мы относим к высшей интеллектуальной деятельности – планирование, прогнозирование, построение планов, творчество, обучение, синтез. Всё что человек создаёт – это рефлексы, срабатывая они реализуют формы поведения, которые, в зависимости от особенностей ситуации, мы называем разными словами, но в сущности любое активное действие (локомоция, прогноз, вспоминание) – есть результат выполнения некоторого рефлекса, есть результат действия эффектора.

Работает сознание нашего ИИ очень просто: исходя из жизненного опыта сознание стремится найти цельный (без разрывов) путь (цепь) из комплементарных пар звеньев жизненного опыта. Где начало следующего звена является концом предыдущего. Ведь чтобы что-то уменьшилось, оно должно сначала увеличиться. Поскольку в жизненном опыте записано также, какое локомоторное желание было при этом одновременно удовлетворено, фишка на основании этой цельной цепи и жизненного опыта строит группу рефлексов с соответствующими эффекторами.

В итоге мы получаем набор сгенерированных рефлексов, в которых раздражителем является некоторая клетка поля. Срабатывая на эту клетку эффектор уменьшает раздражитель и заодно переносит фишку на следующую клетку, в следующий пункт плана. В более продвинутой версии ИИ должно также возникать желание попасть в следующую клетку, которое в свою очередь должно быть раздражителем и устраняться. Но принятое мной упрощение не особо конфликтует с истиной, потому что в жизни мы часто совершаем поступок не потому что точно знаем куда мы хотим попасть, а потому что нам надоело то, где мы есть и мы задумали некое действие для устранения этого раздражителя.

Если сознание фишки не может найти целостный путь (если жизненный опыт не содержит соответствующих звеньев, причинно-следственных связок) и при этом целевой раздражитель продолжает раздражать, то включается желание любопытства – при этом фишка начинает желать стохастически пойти в каком-либо из 4-х направлений. Желание удовлетворяется рефлекторно, поскольку на каждое из 4-х возможных желаний есть врождённый рефлекс. Желание любопытства работает ровно до тех пор, пока не будет получен достаточный жизненный опыт, из которого сознание сможет сложить связную цепочку рефлексов для снятия целевого раздражителя.

Процедура 4 – постоянное забывание - похожа на работу мышцы, если ею работаешь - она растёт и сохраняет свою работоспособность, если не работаешь – мышца теряет воду, белок и свои способности. Так же и созданный рефлекс – если им пользуешься, значит имеет смысл его хранить, если нет – лучше ликвидировать. Ведь как мышца, так и рефлекс в живом организме имеет физиологический материальный носитель, который просит кушать, просит ремонта, занимает место. В идеале время жизни созданного рефлекса должно быть прямо пропорционально частоте его использования. Но для упрощения программы я сделал так, что рефлекс забывается практически сразу после создания и его каждый раз нужно делать заново. Пусть ИИ мучается - он железный.
С точки зрения философии это значит, что ИИ у нас получился с «открытым сознанием», постоянно придумывает себе планы и не зацикливается на привычках, догмах, стереотипах. Это же позволяет ему постоянно быть в курсе последних событий и строить свои планы на основании самого свежего жизненного опыта.

Интерфейс программы предельно простой.
Чек-боксом «Целевой рецептор» можно озадачить нашу фишку-рабыню и заставить её что-то делать, чтобы избавиться от назойливого раздражителя. Напомню, что по моей воле, как демиурга этого игрушечного мира, целевой раздражитель автоматически снимается при попадании фишки на клетку «б». Если фишка уже стоит на клетке «б» то возбудить целевой рецептор не удастся.
Если целевой раздражитель не активирован, то фишка ничего не делает. Полагаем, что достаточно сильно фишку раздражает только этот раздражитель и только для его ликвидации фишка предпринимает усилия. Понятно, что это сильное упрощение, но для начала сгодится. В идеале фишка должна не только выбирать главный раздражитель из нескольких в каждый момент времени, но и рассматривать возможности применения внешних сил (внешних рефлексов) для их устранения.

Установить фишку на любую клетку можно кликом мышки на поле. При запуске программы фишка находится в клетке «м».

Нажатие на кнопку «Ход времени» единожды прокручивает цикл из 4-х вышеуказанных процедур.
Смысл всей затеи состоит в том, чтобы по нажатию на кнопку «Ход времени» фишка получила достаточный жизненный опыт и смогла построить систему рефлексов, которые без стохастического блуждания проведут её из любой клетки поля до целевой клетки «б», которая, в свою очередь, освободит её от раздражителя.

Рекомендуемая инструкция по эксплуатации:
1. Запускаем программу, устанавливаем фишку на желаемую клетку (или оставляем на клетке «м»), включаем целевой рецептор («кладём на фишку груз»).
2. Давим на кнопку «Ход времени» до тех пор, пока фишка путём случайных блужданий ввиду любопытства не попадёт на клетку «б» (пока груз не будет сброшен).
3. После этого помещаем фишку на какую-то другую клетку, снова включаем целевой рецептор и снова жмём кнопку.
4. В процессе наблюдаем за качественным изменением поведения фишки и за ходом наполнения её базы знаний.
При стохастическом блуждании фишка не пользуется своим опытом (т.е. может повторять то, что она уже делала). Сделано это специально, чтобы подчеркнуть ощутимую разницу между эффективностью случайного блуждания и выполнением плана рефлексов.
Кроме того, фишка не хитрит, и если у неё есть опыт попадания, например, с клетки "а" в клетку "б" путем движения вправо, то фишка ничего не может сказать о том, попадёт ли она с клетки "б" в клетку "а" если пойдёт влево, если у неё нет такого жизненного опыта.
Обращаю особое внимание на то, что нажатие на кнопку «Ход времени» не является вмешательством в «мозги» ИИ извне. Единообразное нажатие на кнопку приводит к разнообразному поведению фишки. Кнопка введена только для того, чтобы можно было пошагово следить за процессом обучения фишки (само-обучения, если хотите). Кнопку, конечно, можно заменить вечным циклом, но тогда ИИ станет полностью автономным, выйдет из-под контроля, саморазовьётся и завоюет мир

Итог.
По моему скромному мнению, рефлекс вполне оправдывает себя как центральный механизм для создания искусственных интеллектов. В тестовой программе удалось реализовать все необходимые элементы интеллекта в минимальной, но достаточно функциональной форме. Это врождённые рефлексы, запоминание опыта, создание рефлексов на базе опыта, достижение заданной извне цели (выполнение команды), внутренняя активность. Лично у меня к этой программе нет идеологических и архитектурных претензий. Её главный недостаток – это вырожденная простота. Но это же её главное преимущество.

(все три части доклада скомпоновал в статью и разместил у себя на хостинге).
[Ответ][Цитата]
victorst
Сообщений: 821
На: Рефлекс
Добавлено: 12 июн 14 21:54
Изменено: 12 июн 14 21:57
Ну что же. Хороший труд. Спасибо вам, Андрей, за ваш вклад в общее дело ИИ - строения.
Я пишу на полном серьезе, искренне и без всякого ехидства и тайного подтекста.
Как и мнигие другие взгляды на создание СИИ, ваше видение основано на реальных биологических фактах. Ваш поиск минимального универсального механизма разума достоин уважения.
Ну а критика, она всегда была, есть и будет. Я тоже могу покритиковать немного. Но не ошибается лишь тот, кто не идет вперед и ничего не делает. Желаю вам дальнейших успехов в этом нелегком деле.
[Ответ][Цитата]
Вольфрамовый клaпaн
Сообщений: 13070
На: Рефлекс
Добавлено: 13 июн 14 5:04
Изменено: 13 июн 14 6:27
Просто для справки, с 1995 года у меня есть концепция Активных Информационных Систем,
где подробненько и системненько написано о том, что пишет Андрей и многом другом:

http://alephegg.narod.ru/Method/ActiveIS.htm
http://alephegg.narod.ru/Method1/AIE.htm

То ли Андрей позабыл, то ли за 19 лет до него дошла суть того, о чем я писал (как это часто было раньше). Рекомендую освежить в памяти эти два наброска, там еще мноооого чего интересного написано в связи с этой тематикой.
[Ответ][Цитата]
victorst
Сообщений: 821
На: Рефлекс
Добавлено: 13 июн 14 7:15
Похоже, я подобное еще в начале семидесятых годов прошлого века читал:
Человеческие способности машин: Пер. с англ.- М.: Сов. радио, 1971
От самых красивых концепций до самой примитивной реализации - пропасть. Поэтому я отдаю свое предпочтение запоздалой, возможно в чем-то ошибочной, но реализации идей Андрея.
[Ответ][Цитата]
Вольфрамовый клaпaн
Сообщений: 13070
На: Рефлекс
Добавлено: 13 июн 14 7:33
Изменено: 13 июн 14 7:58
Цитата:
Автор: victorst

Поэтому я отдаю свое предпочтение запоздалой, возможно в чем-то ошибочной, но реализации идей Андрея.


Я абсолютно не против и очень рад, что эта идея была "переоткрыта" Андреем.
Я дал справку потому, что концепция АИС много шире и как раз с точки зрения реализации гораздо универсальнее. И не нужно использовать эти странные термины типа "рефлекс", "рецептор", "раздражитель" и всю прочую псевдобионику.
И в рамках АИС можно понять что-то такое прогнозирование и как его строить.

В самом простом варианте (о котором пишет Андрей):
Есть состояние S0, характеризуемое многомерным вектором {si}. Есть состояние S1 = {sj}. Есть совокупность разрешенных переходов a->b для каждого параметра этого пространства. Необходимо найти такой путь из разрешенных переходов, чтобы S1->S0. Есть под состоянием S0 понимать некоторое идеальное состояние, то система будет в него возвращаться из любого текущего состояния S1, если (вот этого Андрей пока еще не знает) такой путь возможен. Всё.
И математика для этого вся уже давно готова: Задачи оптимизации

Никаких рефлексов и прочей мути. Можно имплементировать в любую задачу (что я неоднократно делал, конечно, не на клеточках). Можно ввести метрику и для каждого S1 находить удаление от идеального состояния (будет метрическим аналогом Валентиновского самочувствия). Можно из каждой точки построить градиент и оценить пространство состояний по областям типов удаления от идеального. И так далее, так далее, так далее.
Появляется метрика, появляется наука, появляются технологии.
[Ответ][Цитата]
victorst
Сообщений: 821
На: Рефлекс
Добавлено: 13 июн 14 8:52
2Egg: Согласен. очень давно известен математический аппарат, которым можно пользоваться не прибегая к нестандартной терминологии, применение которой часто вводит в заблуждение и не позволяет сопоставить различные подходы. Нас еще в институте мучили конечными автоматами, системой остаточных классов, картами карно и пр. и пр. Оказалось что многое из этого и сейчас не потеряло актуальности.
[Ответ][Цитата]
DCV
Сообщений: 746
На: Рефлекс
Добавлено: 13 июн 14 8:54
Почитайте Логику мышления. Там что-то было про рефлексы, только подробнее.
[Ответ][Цитата]
kondrat
Сообщений: 4026
На: Рефлекс
Добавлено: 13 июн 14 13:14
Есть мнение, что когда люди используют жесткие закономерности для конструирования агента, то на самом деле они конструируют мир (учителя).
[Ответ][Цитата]
 Стр.12 (27)1  ...  8  9  10  11  [12]  13  14  15  16  ...  27<< < Пред. | След. > >>