Представим взаимодействие интеллекта и мира
исключительно как акты вспоминания/запоминания.
Мир запоминает себя и тут же вспоминает себя и только себя. Вспоминать ему больше нечего. У мира нет никакого прошлого, никаких задач, никаких предпочтений - есть только его память, которая вспоминает и запоминает только саму себя. Назовём эту память мира -
внешняя память.
Внешняя память неоднородна, вероятно, в силу того, что она может образовывать внутренние циклы вспоминания/запоминания. (Так, возможно, возникает пространство и его наполнение. Вероятно, что «энергия» – это самый “внешний” цикл вспоминания/запоминания внешней памяти.)
Интеллект человека, представляет собою один из таких циклов. Рассмотрим его на предельно общей схеме:
Внутренняя память интеллекта представляет собой, естественно, часть цикла внешней памяти мира (поскольку мир содержит в себе интеллект), которая замкнута на себя дополнительным циклом. На схеме это перемычка В-А. Благодаря этой перемычке внутренняя память (так же как и внешняя) запоминает то, что сама только что вспомнила (вероятно, именно это обеспечивает целостность сознания). Но, в отличие от внешней памяти внутренняя память:
1. Запоминает также и то, что вспомнил мир (воздействие мира на рецепторы).
2. Запоминает свои вспоминания во внешнюю память исключительно посредством движения (эффекторов, локомоций).
3. Имеет выборочное (предпочтительное) вспоминание.
4. Производит диспетчеризацию потока запоминания между внешней и внутренней памятью.
Рассмотрим работу этих сопряжённых циклов последовательно, не вдаваясь в детали процессов запоминания/вспоминания.
Допустим интеллект только что «родился» и в своей внутренней памяти ничего не содержит. Если это так, то и вспомнить он ничего не может. А если он не может ничего вспомнить, значит он не может ничего запомнить ни во внешнюю память, ни во внутреннюю. Единственным источником памяти для такого интеллекта будет внешняя память.
Через рецепторы мир будет записывать свои вспоминания во внутреннюю память интеллекта. Внутренняя память заполнится информацией об изменениях состояний рецепторов. По сути, любая информация - это память изменений. Можно сказать, что рецепторы интеллекта - это эффекторы мира, посредством которых мир безжалостно заставляет внутреннюю память запоминать изменения (вспоминания) мира.
Как только внутренняя память получила первую порцию изменений (что-то запомнила), она обретает следующие (в том числе неочевидные) возможности:
1. Вспоминать (прогнозировать);
2. Запоминать вспомненное во внутреннюю память;
3. Запоминать вспомненное во внешнюю память (через эффекторы);
4. Сравнивать и отождествлять вспомненное из внутренней памяти со вспомненным из внешней памяти (точка А);
5. Предпочитать одни вспоминания другим (точка Б);
6. Диспетчеризировать (маршрутизировать) поток воспоминания, разделяя его между двумя видами памяти – внутренней и внешней (точка В);
7. Запоминать последующие вспоминания.
Это предельно общая схема взаимодействия интеллекта и мира, которая при этом содержит все необходимые компоненты и узлы.
Пункт 5 определяет самую интересную для нас способность интеллекта – решать задачи - потому что, в сущности,
предпочтение одних воспоминаний другим воспоминаниям это и есть постановка задачи, выборочный прогноз, ожидание. Ведь, если предпочтения у вспоминания не будет, точка А будет фиксировать просто точность прогноза, отклонение между воспоминанием мира и воспоминанием интеллекта. Если же вспоминание будет выборочным, то в точке А возникнут существенно бОльшие отклонения, создастся градиент, целенаправленность.
Если в точке А возникает большое отклонение, следовательно имеет место разница между содержимым внутренней и внешней памяти. Для интеллекта это недопустимо. Чтобы уменьшить это отклонение (решить задачу), совместно с точкой А должны включиться в единый управляющий треугольник точки Б и В. В точке Б должны быть выбраны соответствующие последующие предпочтения для вспоминания (суб-задачи), а в точке В – выбрана соответствующая пропорция между изменением внутренней и внешней памяти (координация).
Очевидно, что дельту в точке А можно исправить меняя как внешнюю, так и внутреннюю память. Какие здесь могут быть предпочтения?
Почему бы не запоминать все вспоминания во внутреннюю память или все - во внешнюю?
Запоминать во внешнюю память выгодно в силу следующих обстоятельств:
1. Внешняя память более стабильна.
2. Внешняя память существенно большего объёма.
Недостатки внешней памяти:
1. Внешняя память - разделяемый ресурс, её могут исказить другие интеллекты.
2. Для записи/считывания во внешнюю память нужно тратить существенно больше энергии, чем для записи/считывания во внутреннюю память.
3. Для того, чтобы пользоваться внешней памятью всё-равно необходимо частично использовать и внутреннюю память, как каталог (чтобы помнить где и что ты "запомнил" во внешней памяти).
Достоинства внутренней памяти:
1. Оперативность доступа.
2. Минимум затрат энергии для записи/считывания.
Недостатки внутренней памяти:
1. Сравнительно малый объём.
2. Плохая разрешающая способность (нечувствительность к деталям).
3. Сравнительно малая надёжность (внутренняя память подвержена искажениям).
Запоминание во внутреннюю память требует усилий (затрат энергии) в виде обращения внимания, запоминание во внешнюю память требует усилий в виде действий эффекторов.
Как видим, и внутренняя и внешняя памяти подвержены искажениям но всё же несравненно более стабильный результат даёт запоминание во внешнюю память. Вероятно именно поэтому большинство интеллектов предпочитают всё-таки взаимодействовать с внешней памятью для уменьшения разницы в точке А, а не замыкаться во «внутреннем мире», как это делают шизофреники.
Взаимодействие с миром возможно только при условии, что мир будет запоминать то, что мы в него пытаемся запомнить. Если мир будет забывать, то интеллект не сможет с ним никак взаимодействовать. С другой стороны, если внешняя память не будет никак меняться (мир будет полностью стабилен и неизменяем) интеллект тоже не сможет взаимодействовать с миром т.к. не будет источника всяческих изменений для пополнения внутренней памяти и образования разницы в точке А.
В рассмотренной схеме остаётся неясным, как в точке Б возникают изначальные предпочтения? Ответ на этот вопрос состоит в том, что мы сделали слишком грубое допущение, приняв, что внутренняя память изначально пуста. На практике это не так. У «новорождённого» интеллекта обязательно должна быть начальная память, чтобы отклонения в точке А задавали врождённые предпочтения (задачи, желания, цели) в точке Б. Этой врождённой памятью являются, для биологических существ, инстинкты.
Углубляемся дальше.
Поскольку внутренняя память постоянно запоминает помимо своих вспоминаний также и воспоминания мира, общий объём циркулирующей информации в цикле вспоминания/запоминания должен увеличиваться в арифметической прогрессии. Но ресурсы интеллекта очевидно ограничены как по пропускной способности и быстродействию, так и по объёму самой памяти. Чтобы поддерживать объём этого потока на оптимальном уровне, все изменения (вспоминания) распределяются между образами (объектами, ситуациями, понятиями, знаками и т.п.) обеспечивая сжатие потока вспоминаний/запоминаний. Легко убедиться в этом, взглянув на песчинку на белом листе бумаги и на ту же песчинку в куче песка. Пока песчинка представляет собой различимый информативный объект - она запоминается и вспоминается как индивидуальный объект. Когда объектов становится слишком много, память начинает оперировать (вспоминать/запоминать) более крупным объединением - "куча песка".
Индивидуальная песчинка, в свою очередь, конечно, тоже стала таким упрощённым объединением «желтых точек».
Закрыв глаза легко убедиться, что внутренняя память очень скудна на детали. Запоминается предельно общая картина, символьная, знаковая. Детализированные перцептивные картины восприятия существуют только благодаря стабильности внешней памяти мира и быстродействию краткосрочной внутренней памяти, которая необходима для мгновенной ситуативной координации. При этом, конечно, следует помнить, что все объекты являются таковыми (т.е. отграниченными от других объектов) только для наблюдателя, в силу слабости внутренней памяти и невозможности запомнить всё. В мире, вероятнее всего, нет никаких "объектов", т.к. у мира нет проблемы с запоминанием и вспоминанием самого себя.
Поскольку кроме вспоминания/запоминания ничего нет, то решить задачу - значит так организовать внутреннюю и внешнюю память, чтобы отклонение в точке А достигло некоторого заданного минимума. Что значит организовать память? Это значит запомнить или забыть (перестать запоминать, вспоминать, предпочитать). Запомнить значит просто разместить нечто в некотором месте, координате, точке пространства. В сущности, объём памяти (как внутренней, так и внешней) определяется объёмом пространства, в координатах которого можно размещать нечто, что в последствии может быть вспомнено как из внешней, так и из внутренней памяти (в одинаковом формате) и сравнено (отождествлено).
Частота работы цикла вспоминания/запоминания для внутренней памяти определяет то, что мы называем «временем». Если частота увеличивается - время замедляется и наоборот. Вероятно именно этот эффект проявляется в "ускорении времени" с возрастом. В норме частота работы такого цикла для человека составляет (судя по альфа- и бета-ритмам головного мозга) порядка 10-30 Гц. Если принять, что человек бодрствует 16 часов в сутки, живёт порядка 80 лет и запоминает всё, то объём его памяти должен составлять порядка 42 млрд слотов памяти, что с большим запасом соизмеримо с пространственными возможностями головного мозга.
Чему должен научиться интеллект?
1. Он должен запоминать последовательности событий, чтобы делать правильный прогноз (вспоминание).
2. Он должен научиться делать правильные предпочтения в точке Б в зависимости от отклонения в точке А (только путём перебора).
3. Он должен научиться правильно диспетчеризировать поток вспоминания в точке В, т.е. научиться координации движений, т.е. взаимодействию с внешней памятью.
Некоторые выводы, следствия, соображения.1. Обобщения - это упрощение изменений. Чрезмерное упрощение изменений ведёт к увеличению числа изменений. Недостаточное упрощение ведёт тоже к увеличению числа изменений. С этой точки зрения можно предположить, что в человеческое восприятие заложен объективный критерий, который максимизирует детальность при сохранении достаточного уровня простоты для эффективности запоминания.
Красота - это описание (запоминание) чего-то комплексного малым числом изменений (памяти).
Ужасное - это описание чего-то (простого) большим числом изменений.
2. В пределе, наилучшая внешняя память - это и есть искусственный интеллект. Он сам делает предпочтения (ставит себе суб-задачи) и сам диспетчерезирует поток вспоминания - что запоминать во внутреннюю память, а что во внешнюю (в мир). Растрачивая при этом свою энергию.
3. Любой текст организован как последовательность только лишь потому, что текст - это то, что должно быть запомнено читателем. Поскольку память читателя запоминает последовательно то и текст последователен.
4. Класть следует туда, где будешь брать – запоминать следует туда, где будешь вспоминать.
5. Не знаю, значит - не помню.
6. Выбрасывание/уничтожение предметов, стирание файлов – забывание внешней памяти.
7. Как меняется внутренняя память о некотором месте, после того как мы это место покидаем? Например, старый дом, который мы покинули много лет назад. Разве претерпевает память об этом доме какие-либо изменения кроме забывания деталей? Вернувшись в это же место, спустя много лет, наша память ожидает его в том же состоянии, в котором он был при последнем запоминании. Память не должна ничего менять, в том числе и на более мелких промежутках времени и пространства. Память должна только фиксировать.
8. "Да" – это минимальная информация, свидетельствующая о том, что прогноз в точке А подтверждён. "Нет" - минимальная информация, свидетельствующая о том, что прогноз не подтверждён.
9. Связь между чем-то и чем-то (неважно в каком смысле) подразумевает общий банк памяти. Если что-то существует как единое целое, значит оно вспоминается из одной памяти.
10. Речь – это не более чем разновидность мышечных сокращений, локомоций, для запоминания своих вспоминаний в память других интеллектов, которые для данного интеллекта являются всего-лишь разновидностью внешней памяти.
11. Чтобы решать более сложные задачи, в общем случае, нужно больше внутренней памяти.
12. Вспоминание есть, в сущности, активация некоторой координаты. Сравнение и отождествление состоит в выяснении того, что внешняя и внутренняя памяти помнят что-то в данном месте. Неважно что, некую условную единицу памяти. Если памяти нет, то она и не вспоминается. (Не бывает «пустой» памяти. Память всегда содержательна.) Отсюда следует необходимость в существовании в интеллекте фиксированной системы координат, началом которой всегда является сам интеллект, его внутренняя память.
[
постоянный адрес заметки]